В 2017 году завершится модернизация столичной ТЭЦ. Тогда же она полностью прейдет на использование местного угля и откажется от импортного. Но смогут ли угольщики обеспечить ее топливом? Или горожане останутся без тепла, но зато с новой теплоцентралью?
ТВЕА справилась?
ИА «24.kg» на протяжении двух лет не оставляет без внимания стратегический объект. А все потому, что правительство заключило соглашение с китайской компанией ТВЕА, которую рекомендовали власти КНР, выделившие на установку нового оборудования $386 миллионов. Подрядчика определили без тендера, несмотря на то, что он прежде не строил ТЭЦ.
Деньги предоставили на льготных условиях, под 2 процента годовых. Окончательная дата погашения кредита - 21 сентября 2034 года.
Кроме этого, Кыргызстан должен выплатить комиссию за управление займом - 0,18 процента от основной суммы. Это $694,8 тысячи, или, по нынешнему курсу, почти 48 миллионов сомов.
В настоящее время на ТЭЦ Бишкека развернулась масштабная стройка. Демонтированы котлоагрегаты №1-8, турбоагрегаты №1-4 и дымовая труба высотой
Пока неясно, насколько китайская компания справилась с задачей. Обновленную ТЭЦ введут в эксплуатацию не раньше 2017 года.
От одного «ура» уголь не пойдет на-гора
После модернизации столичной теплоцентрали ОАО «Электрические станции» должны полностью отказаться от казахстанского топлива. Угольщики заверяют, что смогут добыть и поставить 1,2 миллиона тонн топлива в год. Но какого качества?
По словам директора ГП «Кыргызкомур» Мырзы Джаманбаева, местное топливо уступает казахстанскому. Разница в том, что республика импортировала каменный уголь, а на Кавакском месторождении добывают бурый. У них разные теплотворные характеристики.
«Если «Кыргызкомур» будет ежегодно поставлять до 1,5 миллиона тонн, угольная промышленность начнет развиваться. Более того, компании будут платить налоги в бюджет страны», - отметил Мырза Джаманбаев.
Однако угольщики признают проблему транспортировки угля. По трассе от месторождения до железной дороги в Балыкчи невозможно проехать. Госпредприятие с Министерством транспорта и дорог только прорабатывают этот вопрос, чтобы дорожное полотно выдерживало тяжелые машины.
В убыток
Изначально Бишкекская ТЭЦ строилась под таш-кумырское и казахстанское топливо. Сейчас энергетики вынуждены покупать кара-кечинский бурый уголь, чтобы поддержать отечественных производителей. В результате теплоцентраль дополнительно тратит в качестве подсветки 120-254 кубометров природного газа на сжигание тонны местного угля.
Это увеличивает затраты на топливо, с учетом дополнительных издержек на топливоприготовление и удаление продуктов горения, от $40 до $77 на одну тонну. Общие затраты на приобретение и использование местного угля - от $80 до $118 за одну тонну.
Тревогу начал бить эксперт Николай Кравцов, который написал письмо на имя президента КР, где подробно рассказал, почему ТЭЦ останется без угля. «Топить этот блок нечем. Мы не можем добыть и привезти топливо с месторождения. За год нужно найти 1,5 миллиона тонн угля», - заявлял он.
Записка лежала у президента больше года. Только недавно вице-премьер-министр Олег Панкратов сказал, что придется искать уголь на стороне. «С моей подачи мы пойдем в Казахстан или Финляндию, я не знаю, но выход искать необходимо сейчас. Иначе китайцы нас разденут и разуют и выставят такие неустойки, что мы вовек не рассчитаемся», - сказал он.
Угольщики же уверяют, что проблем не возникнет. Более того, некоторые котлы уже переоборудованы под кара-кечинское топливо, а после модернизации к ним добавятся еще пять. ОАО «Электрические станции» и вовсе отмолчалось - добиться ответа от компании так и не удалось.
Ожидается, что запуск первого блока турбоагрегата состоится в июле 2017 года. Впереди большая работа. И если обновит ТЭЦ Кыргызстан с помощью инвесторов, то топливом обеспечить ее должен самостоятельно.
В республике подтвержденные запасы угля составляют 6 миллиардов тонн, из которых на Кавакском буроугольном разрезе можно добыть 2,2 миллиарда тонн. Таких залежей, конечно, хватит ни на одно десятилетие. Но смогут ли им обеспечить ТЭЦ – вопрос спорный.
Не стоит забывать и о том, что в угольной отрасли прочно обосновались депутаты Жогорку Кенеша, которые от радости получения вожделенных кресел напрочь забыли, что закон запрещает им заниматься предпринимательской деятельностью.
Ни предприятие «Кыргызкомур», ни «Электрические станции» не устроили Абтандилу Кулбаракову и Абдукапару Султанову показательную порку. Напротив, с ними подписывают миллионные контракты на поставку топлива. Не станет ли теплоцентраль их собственностью, когда ее полностью переведут на местный уголь?