Один из главных транспортных коридоров, связывающих север и юг Кыргызстана, который год готовят к реконструкции. Трассу Бишкек - Ош намеревались расширить с 1998 года, но не могли найти деньги. Чиновники Министерства транспорта и дорог обещали начать строительство весной 2015-го. Нашли финансирование по линии международных банков, но теперь не могут отобрать подрядчика, который удовлетворит и кыргызские власти, и спонсоров, и независимых аудиторов.
Из истории тендера
Участок Бишкек - Кара-Балта финансирует Азиатский банк развития (АБР), Маданият - Джалал-Абад – Евразийский банк развития (ЕАБР). Правительство КР получило от АБР $65 миллионов в кредит, $35 миллионов в виде гранта. Республика должна погасить долг через 32 года.
МТиД наняло компанию EPTISA для подготовки детального проекта дороги, оказания помощи в процедуре закупок и надзора строительства на участке дороги Бишкек - Кара-Балта (с 15,9 по 61-й километр). После одобрения тендерных документов от АБР 15 декабря 2015 года опубликовано объявление о торгах. Вскрытие предложений сначала назначили на 26 января, но по просьбе некоторых участников торгов срок продлили до 9 февраля 2016-го.
Тендерную документацию выкупили 36 подрядных компаний, однако своевременно подали предложения лишь 16 из них. Комиссия сразу исключила по различным причинам пять компаний. Позже выяснилось, что China Railway First Group Co., подавшая заявку на участие в торгах, находится в черном списке АБР. Ее исключили также.
АБР 10 июня одобрил технические предложения Synohydro Corporation Limited (КНР), Alke Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция), Azvirt LLC (Турция), China Gezhouba Group Limited (КНР),Shanghai Construction Group Co.(КНР), China Railway 19th Bureau Group Co. (КНР), Xinjiang Beixin Road and Bridge Group (КНР), China Road & Bridge Corporation (КНР), China Railway No.5 Engineering Group Co. (КНР). Их финансовые предложения решено вскрыть.
Компании оценили проект следующим образом:
Дешево и сердито
Проведя анализ предложений, оценщики пришли к выводу, что некоторые претенденты не подходят для проекта, так как их цена слишком низкая.
Так, затраты на асфальтное покрытие China Railway No.5 Engineering Group Co., предложившей наименьшую цену, на 30 процентов ниже инженерного расчета. А затраты на ту же работу Azvirt LLC, Alke Insaat Sanayi ve Ticaret A.S., China Railway 19th Bureau Group Co. составляют 18,16 процента, 31,37 процента и 21,91 процента. «Оценочная группа считает, что претендент, предложивший наименьшую цену, должен предоставить заказчику ценовой анализ. Все три претендента с наименьшей стоимостью имеют несбалансированные цены, особенно в части асфальтового покрытия, которое является не только самой дорогостоящей статьей расходов, но и дорожной работой, которая будет проводиться на последнем этапе», - ссылаются на отчет чиновники.
Во время изучения финансовых предложений уделялось внимание тому, насколько цены претендентов отличаются от цен основной сметной стоимости.
Расходы China Railway No.5 Engineering Group Co. по статье «дорожная одежда» составляют $25,6 миллиона, Azvirt LLC - $33,6 миллиона, Alke Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. - $28,1 миллиона, China Railway 19th Bureau Group Co., Ltd - $32,06 миллиона. Следует отметить, что во внимание не берутся предложения остальных пяти компаний.
При этом непонятно, почему оценщики считают, что у China Railway 19th Bureau Group Co. цена на асфальтные работы лучше, хотя Azvirt LLC оценивает их дороже. Все сводят к тому, что China Railway 19th Bureau Group Co. имеет лучший финансовый годовой оборот по сравнению с этими тремя компаниями и может претендовать на место победителя тендера. Вместе с тем все компании прошли первый этап отбора и показали свою финансовую состоятельность.
Дорого и знаменито
China Railway 19th Bureau Group Co. закладывает на электрические работы $8,5 миллиона. Эта сумма даже больше стоимости дорожного обустройства. На него претендент заложил $8,1 миллиона. China Railway No.5 Engineering Group Co. установку электрических сетей оценила в $1,9 миллиона, Azvirt LLC – в $4,2 миллиона, Alke Insaat Sanayi ve Ticaret A.S.- в $4,6 миллиона.
Чем обоснована высокая стоимость? Даже у претендентов, оценивших всю реконструкцию дороги гораздо выше, на электрическую часть заложено в среднем $2-4 миллиона.
Эксперты полагают, что именно в этой статье скрыт откат примерно в $6 миллионов, чтобы тендер выиграла определенная компания. Министерство транспорта и дорог по проекту закладывает на освещение $2,5 миллиона. Предложение China Railway 19th Bureau Group Co. превышает проектную сумму более чем в 3 раза, но оценщики закрывают на это глаза.
Разглашению не подлежит
Глава группы реализации инвестиционных проектов Кубанычбек Мамаев не смог объяснить ИА «24.kg», чем руководствуется оценщик, продвигая компанию, завышающую стоимость работ. «По инструкции банка вопрос тендера является конфиденциальным. Из-за того, что идет вмешательство со стороны, мы обратились в АБР с просьбой давать информацию общественности. Однако нам ответили, что сведения об участниках тендера, ценах, предложениях опубликуют после того, как АБР вынесет решение о присуждении контракта какой-то компании. До этого любая информация может повлиять на результат. Мы должны строго соблюдать законы банка. Пока процесс оценки не завершен», - рассказал специалист.
Он пояснил, почему отложили реконструкцию дороги. «Когда мы сделали детальный проект, образовался дефицит бюджета в пределах $23 миллионов. Мы не могли запустить реконструкцию с дефицитом. ГРИП информировал Минтранс и ждал решения руководства о дальнейших действиях. Ведомство задержало его на три с половиной месяца, - сказал Кубанычбек Мамаев. - Детальный проект предусматривает все работы, предварительный составляется для прогнозирования бюджета».
Пока победитель тендера не определен. Кыргызстан хоть и не может спорить со спонсором и диктовать ему условия, но республика получает на безвозмездной основе только часть денег, а остальное берет в долг. И оттого, какую цену выставит подрядчик, зависит, сколько придется отдавать.