В Министерстве экономики и коммерции прокомментировали озабоченность Союза банков в связи с инициативой лишения кыргызстанцев банковской тайны.
По данным ведомства, по предложению Налоговой службы проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс дополнен нормой в части доступа к банковским сведениям, которые коснутся лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Отмечается, что законопроектом предлагается предусмотреть норму в части предоставления налоговым органам информации об операциях по счетам налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Предлагаемые нормы законопроекта не противоречат Конституции и не ограничивают права граждан, заверяют чиновники.
«Вносимые изменения не влекут никаких ограничений прав налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), то есть налогоплательщики (юридические лица и индивидуальные предприниматели) также могут пользоваться услугами банковских учреждений и имеют гарантию конфиденциальности сведений о себе в силу статьи 64 Налогового кодекса КР. Кроме того, органы налоговой службы, согласно налоговому законодательству, наделены соответствующим кругом полномочий (права и обязанности), тем самым передача банковским сектором информации обязывает налоговые органы соблюдать принципы налоговой тайны», — говорится в сообщении.
Минэконом напомнил, что законопроект проходил процедуру общественного обсуждения. Она не была ограничена лишь официальной публикацией текста законопроекта. Проведены встречи с представителями банковского сектора. Как итог совместной работы большинство внесенных предложений банковского сектора было учтено, в том числе продлен срок применения ставки НсП в размере 0 процентов для безналичных платежей и освобождение от НДС импорта банковского оборудования до 1 января 2024 года.
В сентябре 2022-го Всемирный банк предоставил отчет «Доступ к данным финансовых учреждений в целях улучшения налогового администрирования», подготовленный в рамках технической помощи по налоговой реформе. В отчете указано, что компьютерные информационные системы налоговых органов большинства стран (из 58 государств, принимавших участие в оценке) активно используют сведения, получаемые от финансовых учреждений. Это в свою очередь привело к пополнению доходной части бюджета.
«Это говорит о том, что в этих странах есть необходимая нормативно-правовая и технологическая база и организационные процедуры, позволяющие финансовым учреждениям предоставлять данные налоговым органам. Сведения, получаемые от финансовых учреждений (проценты, дивиденды, остатки на счетах, транзакции, счета и так далее), используются в таких государствах ОЭСР, как Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Эстония, Индия, Израиль, Япония, Литва, Люксембург, Российская Федерация, Сингапур, Великобритания, США.
В таких странах СНГ, как Россия, Беларусь, Узбекистан и Казахстан, порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже контролируется налоговыми органами», — заключили в Минэкономики.