09:41
USD 87.00
EUR 90.43
RUB 0.88

Как мировой кризис заставляет промышленность стран ЕАЭС перестраиваться

Сложившаяся мировая ситуация потребовала от Евразийского экономического союза системной перестройки работы промышленного блока. На первое место вышли вопросы импортозамещения практически во всех отраслях. В первую очередь это — микроэлектроника, автокомпоненты, химическая промышленность.

Страны союза все чаще говорят о необходимости создания совместных проектов.

Именно кооперация может стать ключом к решению сегодняшних промышленных проблем на евразийском пространстве. А для Кыргызстана это еще и возможность выйти на общий рынок с новыми проектами и улучшить экономическое положение в стране.

Как справиться с кризисом

Страны союза не стали ждать, пока ситуация станет совсем плачевной. Заранее принят перечень мер по повышению устойчивости ЕАЭС в условиях санкций. Список охватил самые чувствительные для экономик государств сферы взаимодействия.

В первую очередь это отмена импортных пошлин на ряд важнейших товаров, ввозимых на территорию союза.

Эта мера дает больше возможностей евразийским производителям в поиске комплектующих и материалов.

«Второе важное решение касается донастройки существующих и создания новых логистических коридоров для создания благоприятных условий перемещения товаров как внутри ЕАЭС, так и для ввоза из третьих стран», — рассказал 24.kg член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян.

По его словам, предложенные ЕЭК меры затрагивают непосредственно сферу промышленности. К ним, в частности, относятся финансирование промышленной кооперации и работа комиссии по импортозамещению в высокотехнологичных отраслях экономики.

«В части совершенствования механизмов финансирования промкооперации мы работаем с торгово-промышленными палатами, профильными министерствами наших стран, Евразийским банком развития», — отметил он.

Изменение условий финансирования промышленной кооперации поможет более качественной интеграции внутри союза. 

Артак Камалян 

В рамках ЕЭК работает специальная комиссия по импортозамещению в высокотехнологичных отраслях экономики. Одним из первых вопросов ее повестки станет обеспечение товарами критического импорта. В частности, речь об обеспечении машиностроительного комплекса ЕАЭС критически значимыми импортными узлами и комплектующими.

Положение о комиссии будут обсуждать профильные ведомства государств-членов на заседании консультативного комитета по промышленности ЕЭК в сентябре.

Совместные проекты — ключ к успеху

«Наша промышленная стратегия в том, чтобы ЕАЭС работал не просто как общий рынок. Это должна быть единая экономика, где производители могут беспрепятственно выстраивать кооперационные цепочки на всей территории союза, независимо от национальных границ. Такая практика ведет к повышению конкурентоспособности продукции», — уверен Артак Камалян.

В апреле 2021 года правительства стран ЕАЭС приняли основные направления промышленного сотрудничества в союзе.

Одними из ключевых приоритетов названы создание и развитие отраслевых локализованных производств.

Потенциал замещения импорта за счет кооперационных поставок из стран ЕАЭС есть в таких отраслях, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий в объеме около $800 миллионов в год, в производстве машин и оборудования — более $500 миллионов, химических продуктов — около $400 миллионов.

Для реализации потенциала импортозамещения ЕЭК опирается на отраслевые экспертные рабочие группы, где обсуждают конкретные кооперационные проекты. Таких отраслевых направлений работы сегодня около 20.

Наиболее глубоко в части интеграции страны продвинулись в фармацевтике и авиастроении, по которым Евразийским межправсоветом приняты конкретные планы — дорожные карты.

Еще один инструмент формирования проектов в сфере импортозамещения — карта индустриализации ЕАЭС. Это межотраслевая, межстрановая информационная база данных для работы бизнеса, государств-членов и ЕЭК по кооперации и импортозамещению на уровне союза. Этот ресурс помогает выстраивать кооперационные цепочки между производителями наших государств.

«Сегодня в карте индустриализации ЕАЭС аккумулировано 158 крупных инвестиционных проектов в 25 отраслях на общую сумму $274 миллиарда. Рассмотрение и координация реализации проектов будет осуществляться комиссией по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности», — отметил Артак Камалян.

У Кыргызстана тоже есть шанс

Идеи о создании совместных проектов — это хорошо. Но они требуют финансов, с которыми у бизнеса сейчас проблемы. И сами предприниматели, и Евразийская экономическая комиссия считают одной из основных проблем в реализации интеграционных проектов отсутствие льготных механизмов их финансирования.

«Понимая возросшую значимость развития промкооперации в сложившихся экономических условиях, мы предложили возможные механизмы и источники снижения стоимости финансирования для кооперационных проектов. В частности за счет более активного задействования в этом процессе различных национальных и наднациональных банков и фондов», — считает министр ЕЭК.

Еще одним вариантом льготного финансирования может стать использование средств ЕЭК для субсидирования процентной ставки по проектам.

Детальная схема работы будет выстроена, исходя из подходов, которые согласуют премьер-министры на заседании Евразийского межправсовета в Чолпон-Ате.

Что касается Кыргызстана, то наша республика тоже может активно участвовать в процессе кооперации. Сегодня в реальном секторе КР есть ряд отраслей с высоким кооперационным потенциалом. В их числе легкая промышленность, автомобилестроение, специализированное машиностроение, металлургия. Этот потенциал уже реализуется.

В качестве примера можно привести совместный проект кыргызского ОсОО «Шыдыр Жол KG» и российского ПАО «Камаз» по организации совместного сборочного производства пассажирских автобусов и электробусов. Параллельно с заводом по сборке электромобилей планируется реализация совместных проектов с заинтересованными партнерами по размещению на территории Кыргызстана автозарядных станций.

В целом сегодня на карте индустриализации ЕАЭС 16 проектов с участием Кыргызстана.

«Заинтересованность в кооперационном сотрудничестве в части модернизации предприятий проявляют кыргызские компании в сфере нефтепереработки — «Чайна Петроль Компани «Джунда», «Кыргыз Петролеум Компани», Кеминский нефтеперерабатывающий завод. К отраслевому сотрудничеству готовы предприятия легкой промышленности («Кыргыз Текстиль ЛТД», «Силк Вей» и другие), металлургической промышленности («Дуваташ»), фарминдустрии («Биовит» и «АЮ Фарм»). В совместной работе по глубокой переработке нефти на своих мощностях заинтересован нефтеперерабатывающий завод КПК ОАО «Кыргызнефтегаз», — заключил Артак Камалян.

Популярные новости
Бизнес