Центр государственно-частного партнерства готовится объявить конкурс на выбор частного партнера для проекта по модернизации аэропорта «Манас».
Конкурс на выбор инвестора по проекту планируется провести в ближайшее время — в третьем квартале 2022 года.
Глава центра ГЧП Санжар Болотов рассказал журналистам, какие требования будут к инвестору, сколько денег удастся заработать и кто готов вложиться в проект.
Кто решил отдать «Манас»?
В 2019-м распоряжением кабмина создали рабочую группу под председательством первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова. В нее вошли независимые эксперты, депутаты Жогорку Кенеша, бизнес-ассоциации, представители ОАО «Международный аэропорт «Манас» и государственных органов.
Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация (IFC) представили предложения. Рабочая группа решила сотрудничать с IFC и назначить ее советником при подготовке проекта государственно-частного партнерства. Это сделано потому, что у IFC есть опыт реализации подобных проектов в других странах.
Зачем внешнее управление?
Кабинет министров хочет сделать из аэропорта «Манас» крупный региональный хаб в Центральной Азии. Чтобы достичь цели, аэропорту нужна модернизация. Сделать это планируют за счет международного инвестора.
Власти также надеются, что при привлечении в проект крупных инвесторов откроют прямые рейсы в Европу и другие государства. Благодаря этому увеличится приток туристов.
Значит ли переход во внешнее управление, что аэропорт отдадут в частные руки?
Нет. Государственно-частное партнерство не означает приватизацию. Инвестор получит аэропорт в управление на определенный срок, а потом вернет обновленные воздушные гавани государству.
Кто должен решить, передавать или нет «Манас» во внешнее управление?
Окончательное решение о передаче аэропорта «Манас» во внешнее управление должны принять акционеры. ОАО «МАМ» является компанией частной формы собственности. На сегодня 79 процентов акций — у государства, 8 процентов — у Соцфонда, 12 процентов — у миноритарных акционеров.
Что должен будет сделать инвестор?
Определены минимальные требования, которые обязан будет выполнить инвестор проекта. Планируется, что он полностью реконструирует взлетно-посадочную полосу аэропорта «Манас». Ожидается замена старого оборудования современным, что позволит решить вопрос взлета и посадки в условиях тумана.
Предусмотрены модернизация действующего и строительство новых пассажирских и грузового терминалов, улучшение внутренней инфраструктуры аэропорта, повышение его безопасности, строительство многоуровневой парковки.
Как будут выбирать компанию, которая получит аэропорт в управление?
Отбор инвестора пройдет в несколько этапов. Сначала будет предквалификационный отбор. Его пройдут компании с наличием опыта управления международным аэропортом с пассажиропотоком не менее 4 миллионов человек в год. Кроме того, они должны быть финансово устойчивыми и иметь опыт выполнения крупных инфраструктурных проектов. Последний этап — оценка финансовых и технических предложений. По итогам и станет известен победитель.
Что получит Кыргызстан от проекта?
В общей сложности в качестве инвестиций планируется привлечь не менее $400 миллионов. К концу срока действия соглашения пассажиропоток увеличится с сегодняшних 2,1 миллиона до 9 миллионов человек в год.
Есть желающие вложиться в модернизацию аэропорта?
Да, интерес к проекту проявили Munich Airport International, французская Egis, малайзийская Malaysia Airports Sdn. Bhd., Корейский международный аэропорт, индийская компания JMR, аргентинская Corporacion
Инвестор будет модернизировать все аэропорты страны?
Нет. Для проекта берут только один объект — аэропорт «Манас» в Бишкеке.
К августу-сентябрю будет завершена диагностика остальной аэропортовой инфраструктуры Кыргызстана. По другим аэропортам тоже представят рекомендации, как их можно развивать.
Как содержать региональные аэропорты, если самый прибыльный будет у инвестора?
Анализ проекта показал, что при его реализации аэропорт «Манас» будет зарабатывать больше, чем сейчас. А вот расходами займется инвестор. Кроме того, аэропортовый сбор в $15 будет получать ОАО «МАМ», а не инвестор. Поэтому у компании будет достаточно средств на содержание остальных региональных аэропортов.