06:38
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Рынок ГСМ. Как сдержать рост цен и не остаться без топлива в Кыргызстане

Резкий рост мирового спроса на энергоносители привел к колоссальному увеличению цен на них. В том числе речь и о топливе, стоимость которого растет практически по часам.

Импортозависимым от энергоресурсов странам приходится вдвойне тяжело.

Редакция 24.kg разбиралась, почему закрываются заправки, какова реальная стоимость топлива в стране и как сгладить скачки на рынке.

Что происходит на рынке

Кыргызстан уже успел испытать на себе все «прелести» мирового роста цен на топливо. ГСМ в республике дорожает весь год. Сейчас ситуация и вовсе становится критической. АЗС вводят лимиты на продажу топлива или прекратили его продажу.

Как-то повлиять на обстановку практически невозможно. Страна не располагает стратегическими запасами ресурсов.

Все нефтехранилища страны принадлежат коммерческим компаниям.

Это значит, что в случае срыва поставок нефтепродуктов, Кыргызстан рискует остаться без ГСМ.

Рост цен на энергоносители оказывают мультипликативный эффект на другие сектора экономики. Согласно расчетам международных экспертов, удорожание энергоресурсов на 1 процент дает 5-процентный прирост стоимости продукции всех секторов экономики.

Республика крайне импортозависима от нефти и нефтепродуктов. Из-за изолированного расположения страны с учетом железнодорожных путей на сегодня есть только три возможных поставщика нефтепродуктов — Россия, Казахстан и Туркменистан.

«Сегодня Кыргызстан в основном импортирует топливо из России. В Казахстане запрет на экспорт нефтепродуктов. Из Туркменистана топливо возить невыгодно», — рассказали в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.

Работать в убыток или закрыться

На рынке нефтепродуктов республики около 15 основных игроков. Сеть АЗС охватывает все регионы и насчитывает свыше 600 станций. Но сейчас многие из них законсервированы. Работают в основном заправки крупных сетей.

Из-за резкого роста цен многим нефтетрейдерам невыгодно завозить топливо в страну.

В течение года с увеличением заводской цены на ГСМ нефтетрейдеры увеличивали оборотный капитал за счет финансирования кредитных учреждений. Вдобавок с сентября и по сегодняшний день Госантимонопольный комитет настоятельно рекомендует сдерживать рост цен. Все это привело к тому, что многие владельцы АЗС прекратили работу.

«Работающие АЗС сегодня с каждого проданного литра бензина теряют 7,3 сома, дизельного топлива — 12,4 сома. Здесь и экономистом не надо быть: когда закупочные цены на 7-12 сомов выше розничных на АЗС, естественно все отказываются работать в убыток», — прокомментировали в АНК.

Снижения цен не будет

На изменение мировых цен на нефть и нефтепродукты влияет много факторов: текущий спрос и предложение, бюджет ведущих стран-экспортеров, политический фактор, природные катаклизмы, эпидемиологическая ситуация в мире. В мае 2020 года основные нефтедобывающие страны в соответствии с соглашением ОПЕК+, в целях ограничения предложения договорились о снижении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки до начала мая 2022 года.

Несмотря на возросший спрос в мире, страны ОПЕК+ увеличивают добычу всего лишь на 400 тысяч баррелей в сутки каждый месяц.

«Недавнее заседание стран ОПЕК+ 4 ноября 2021 года стало подтверждением тому, что они придерживаются первоначального плана и осторожно увеличивают объем добычи нефти. Исходя из этого, по моему мнению, не стоит ждать снижения цены на нефтепродукты в ближайшее время», — рассказал глава АНК Канат Эшатов.

Выход один — налоговые льготы

Для стабилизации сегодняшней критической ситуации на рынке ГСМ, недопущения дефицита и срывов поставок ГСМ есть только один выход — снижение налоговой нагрузки. Если не сдерживать цены и отпустить их, то это чревато опасными последствиями.

Цены на продукты и услуги всех секторов экономики могут вырасти в три и более раза.

«В Кыргызстане, как и во всем мире, ощущается энергокризис. Введены ограничительные меры по использованию электроэнергии, наблюдается дефицит ГСМ из-за роста мировых цен. И в нынешних условиях государственная поддержка нефтяной отрасли и промышленного сектора нужна как никогда ранее», — отметил глава Союза нефтетрейдеров Заур Кипкеев.

Кроме того, нужно подумать и о том, чтобы подобные ситуации не повторялись в будущем. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения энергетической безопасности страны. В мировой практике есть несколько принципов ее обеспечения. Первый принцип — это диверсификация поставок. Она помогает защитить страну в случае срыва поставок одним из игроков рынка. Второй принцип — «подушка безопасности». Он предполагает наличие достаточного уровня резервной производственной мощности и самих резервных запасов энергоресурсов.

Следующий принцип — интеграция, означающая существование одного мирового рынка энергоресурсов. На нем страны должны кооперировать друг с другом для обеспечения достаточного уровня энергетической безопасности. Кроме того, нужно помнить и об эффективном и экономном использовании энергии.

В долгосрочной перспективе для диверсификации поставок надо увеличивать собственное производство нефтепродуктов.

Кроме этого, эксперты отмечают необходимость развивать альтернативные виды топлива для транспорта — автомобили, работающие на природном газе и электроэнергии. Для обеспечения подушки безопасности стоит ежегодно предусматривать в государственном бюджете финансирование стратегических запасов ГСМ, чтобы иметь в наличии хотя бы трехмесячный запас нефтепродуктов.

Популярные новости
Бизнес