Удастся ли экспертам и ученым убедить парламент Кыргызстана не бороться с глобальным потеплением бумагомарательством? Столь непростым вопросом задавались участники круглого стола, организованного в Клубе экологической журналистики.
Депутатский гамбит
То, что Кыргызстан впереди планеты всей, известно каждому жителю нашей веселой и непредсказуемой страны. Но вскоре, судя по всему, в эту сакральную «тайну» посвятят и крупный иностранный бизнес, который активно заманивает правительство. В парламенте обсуждаются поправки в Водный кодекс. Нет, к сожалению, они никоим образом не посвящены холостому сбросу воды из Токтогульского и других водохранилищ, на которых работают ГЭС, и, конечно, совсем не нацелены на улучшение ирригационных систем или обеспечение населения чистой питьевой водой. Это, скорее, работа над ошибками. Над ошибками, увы, дорогих – в прямом и переносном смысле - господ народных избранников.
Началась эта невеселая история больше года назад, хотя, скорее, ее нужно назвать продолжением другой – более продолжительной эпопеи. О чем же речь? Вкратце сюжет таков.
В 2014 году инициативные парламентарии разработали проект закона «О ледниках». Документ наделал много шума и во многом потому, что, по сути, запрещал хозяйственную деятельность в зоне вечной мерзлоты. Законопроект, как предполагалось, должен был поставить жирную точку на затянувшейся политической кампании вокруг месторождения Кумтор и попутно - жирный крест на крупнейшем в истории республики промышленном проекте. Обосновывали парламентарии свою точку зрения огромным ущербом, который якобы нанес уникальной природе Кыргызстана золотой рудник и его инвестор.
Обсуждение законопроекта проходило громко и скандально – как и любое другое шоу. «Защитники» ледников, потрясая мандатами разных фракций, приводили взятые с неба цифры, призванные шокировать еще сомневающихся парламентариев. Так или иначе, но большинство депутатов, спустя относительно короткое время, убедили: глобальное потепление, вызывавшее таяние ледников по всему миру, дело рук коварных канадцев, нещадно эксплуатирующих природные ресурсы Кыргызстана. В итоге Жогорку Кенеш, вдохновленный патриотичными нотками в выступлениях инициаторов законопроекта, показал редкостное единодушие и документ принял, чем привел в ужас уже не только инвесторов, но и высшее политическое руководство страны.
В политическом угаре депутаты допустили фатальную ошибку. То, что воспринималось ими как рычаг давления на инвестора, от которого требовали увеличить долю в золотом пироге, едва не стало катастрофой для всей национальной экономики.
Общее неравенство
Законопроект, одобренный Жогорку Кенешем, не только ставил под запрет работу на Кумторе, но и возможность осваивать другие перспективные месторождения. Остужать пыл депутатский пришлось уже президенту. Алмазбек Атамбаев законопроект не подписал, но поручил специалистам выработать компромиссный вариант, который бы и ледники защищал, и экономику разрушать не позволял. Документ принял вид поправок в действующий Водный кодекс, который направили на обсуждение законодателей.
«Под действие поправок попадают бюджетообразующие предприятия, имеющие стратегического значения, - поясняет главный специалист отдела правового обеспечения Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Элдияр Муканов. – В их числе – рудник «Кумтор» и еще около 14 месторождений, на которых, в перспективе, запустят предприятия. При этом о полном запрете деятельности горнодобывающих предприятий в ледниковых сферах, на наш взгляд, не может быть речи, ведь заменить их на данном этапе нечем!»
Правда, тот же Элдияр Муканов не может сегодня дать гарантий, что с ним согласятся законотворцы. Иным депутатам кажется, что им под силу переписать и законы природы. Последние, правда, штука серьезная и человеку, увы, неподвластная.
«Депутаты полагают, что разработка «Кумтора» привела к сокращению площади ледника Давыдова, - говорит директор института водных проблем и гидроэнергетики Национальной Академии наук Кыргызстана Дюшен Маматканов. – Но рудник здесь ни при чем. Таяние ледников происходит повсюду. Некоторые ледники отошли на 2-3 километра, и это не связано с хозяйственной деятельностью вблизи них. Более того, если касаться случая с ледником Давыдова, то говорить о потерях неправильно. Здесь лед просто складировали в другом месте. Тем более, пользы от этого природного объекта кыргызстанцы не имеют. Во-первых, сам ледник мал, во-вторых - по долинам Нарына орошаемых площадей нет. Да и доля воды от таяния ледников в стоке реки составляет всего 0,04 процента».
С ученым согласен глава Кыргызской горной ассоциации Валентин Богдецкий. По его словам, законодатели, видимо, не отдают себе отчет, что возлагают вину в сокращении ледников на сторону, которая едва ли оказывала негативное влияние на площади снежных шапок.
«Я работал в 1981-1982 годах на Кумторе и по службе изучал всю область вокруг месторождения, - рассказывает он. - Я посмотрел аэроснимки 1942 года и снимки 1963 года, уже за этот промежуток времени ледники отступили на 200-250 метров. То есть ледники таяли уже тогда, когда ни о каком вмешательстве человека и не говорили. Это естественный процесс. Меня удивляет, почему законодательные инициативы направлены против горной промышленности».
Разрешите поправить?
«Мы полагаем, что нормы, предусматривающие полную консервацию предприятий, которые имеют лицензии на месторождения в зоне ледников, не могут быть приняты, - говорит главный специалист отдела правового обеспечения Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Элдияр Муканов. – Поэтому предлагается внести в Водный кодекс такие понятия, как «бюджетообразующие предприятия» и «предприятия стратегического характера, которые вносят большую лепту в развитие экономики».
Но, как ни печально, уверенности, что подобные ремарки одобрят законотворцы, ни у экспертов, ни у Госагентства нет. Удивительно? Наверное. Но удивляться нечему. Пока в Кыргызстане работают предприятия, способные приносить выгоду, всегда найдется политик или плеяда деятелей, желающих получить свой кусок пирога. А уж как – вопрос десятый.
Тут можно и экологию вспомнить, и глобальные проблемы поднять. Причем, чем страшнее, тем лучше. Так что, видимо, Водный кодекс – далеко не последний документ, которым уважаемые депутаты удивят и ученых, и правоведов, и инвесторов. Достаточно вспомнить, насколько изобретательной оказалась власть в отношении участников небезызвестных беспорядков в Саруу и его окрестностях. Вот бы с таким энтузиазмом еще б и экономику развивать.