09:20
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Интеграция: 100 дней у порога ЕАЭС (часть I)

Минуло 100 дней, как Кыргызстан официально стал полноправным членом Евразийского экономического союза. С момента снятия таможенного контроля на кыргызско-казахской границе прошло более трех месяцев. Однако за это время жители страны ощутили только негативные «прелести» ЕАЭС. Похвастать же особо нечем.

Бензиновые реки

После официального и долгожданного (как-никак три года размышляли и торговались) вступления Кыргызстана в союз условия работы бизнеса резко изменились. На границе с РК отменили все таможенные процедуры, а в республике вступили в силу единые таможенный тариф, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и требования к продукции, установленные техническими регламентами. Вроде такие шаги должны были защитить отечественный рынок от некачественного товара. На деле в страну хлынула контрабанда.

Первыми тревогу забили официальные поставщики топлива. Недавняя девальвация тенге в Казахстане привела к тому, что бензин из РК оказался дешевле кыргызского аж на 12 сомов. Не сложно догадаться, к чему это привело. Отечественные автолюбители предпочли заправлять своих «лошадок» дешевым казахским топливом. Увещевания властей и нефтетрейдеров о необходимости поддержки отечественного бизнеса никто не слышал. Экономия была слишком существенной, как и потери для бюджета. Нефтетрейдеры оценили их почти в 1 миллиард сомов.

В итоге государству пришлось вновь выставить посты на границе с Казахстаном, чтобы хоть как-то ограничить импорт бензина. Тут же заговорили и о необходимости законодательно поддержать наших предпринимателей. Даже предлагали снизить акциз на ГСМ. Но как только шумиха поутихла, госмужи от идеи отказались.

«После подсчетов выяснилось, что изменение акциза на ГСМ не сильно отражается на стоимости бензина. Поэтому и снижение ставок на ситуацию существенно не повлияет. Сейчас мы работаем над усилением администрирования импорта ГСМ», - заявил заместитель министра экономики Данияр Иманалиев.

Мучные берега

Однако незаконный ввоз бензина стал лишь первым звоночком. Вместе с ним в Кыргызстан повезли тонны дешевой муки.

Закрыть глаза на многочисленные жалобы у властей не получилось. Пришлось вновь поработать. Государственная налоговая служба продлила круглосуточное дежурство на границе с Казахстаном и ввела новую форму талона о прохождении госграницы, которую заполняют предприниматели. Также в ГНС предлагают установить единые минимальные цены на товар, по которым и будут рассчитываться ставки налогов. Только так можно сократить разницу в цене на отечественные и импортные товары. Еще налоговики предложили утвердить правила, в каком объеме может завозиться тот или иной товар для личного пользования.

Читайте по теме
Напрячься пришлось и Министерству экономики. Раньше кыргызских производителей муки от дешевого казахского аналога защищала ввозная импортная пошлина. После вступления в ЕАЭС такие меры стали недоступными. Другой вопрос - в КР действует закон об обязательном обогащении муки минерально-витаминными добавками, но на импортный товар эти нормы почему-то не распространяются. Так что эта вполне реальная заградительная норма у нас не работает.

Пришлось придумывать новые. Вернее, разрабатывать меры по поддержке отечественного производителя. Для этого Минэконом предложил освободить от НДС импорт зерна. Это предлагается применять исключительно для тех, кто занимается производством муки, чтобы снизить себестоимость продукта и конкурировать с казахскими предприятиями.

Продуктовый замес

Мука и ГСМ оказались не единственными товарами, которые стали значительно дешевле после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Все ждали резкого роста цен, а получили обратную картину. Но для отечественных предпринимателей (в отличие от простых граждан) это не радость. Прибыльную систему бизнеса в нашей стране выстроить крайне сложно, а удержать предприятие на плаву еще тяжелее.

Например, долгие годы после развала Советского Cоюза мы не могли похвастать успехами в птицеводстве. Однако последние пять лет страна обрела сразу несколько крупных предприятий в этой отрасли. Но евразийская интеграция стала для них практически непреодолимым препятствием. Из Казахстана завезли куриных яиц сразу на $1 миллион по цене в разы ниже себестоимости отечественного продукта. Однако специалисты поспешили предупредить: слишком дешевый продукт вызывает опасения в его качестве.

«Ввозимые из Казахстана в Кыргызстан куриные яйца имеют сомнительное качество. В Казахстане жесткая система контроля качества. Например, куриное яйцо может храниться не более 21 дня. Крупные торговые сети через 10 дней после поставки такого товара отдают его птицефабрикам. Последние снижают цену и продают яйца в Кыргызстан», - предупредил председатель Ассоциации птицеводов КР Рустам Осмоналиев. 

Даже поставщики импортных продуктов остались недовольны вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Казалось бы, именно они точно должны радоваться, ведь привозить товар из того же Казахстана стало значительно дешевле. Однако в Ассоциации поставщиков резонно заметили, что это меркнет на фоне огромных объемов контрабанды, с которыми они не могут конкурировать.

«Главная проблема производственников Кыргызстана – контрабанда. Наши производители и поставщики оформляют все документы и платят налоги. Аналогичный товар ввозят и контрабандисты. Естественно, их товары намного дешевле. Мы не можем конкурировать и вынуждены закрывать предприятия, отправлять людей в отпуска без содержания», - негодовала президент Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.

Бои без правил

Сейчас правительство и эксперты много говорят о том, что никто не обещал Кыргызстану «молочные реки и кисельные берега» после вступления в Евразийский экономический союз. Дескать, ЕАЭС – это только возможность себя реализовать с экономической точки зрения. Сложно спорить. Но есть и другой момент. Часто отечественный бизнес физически не может конкурировать с соседями. Проблема отнюдь не в плохом качестве или неумении ориентироваться на рынке. Загвоздка в другом. Страны-основатели ЕАЭС: Россия, Казахстан и Беларусь – делают все возможное, чтобы поддержать свое производство и сделать свои товары конкурентоспособными. Для этого выделяются огромные средства. Кыргызстан этого позволить не может. Бизнес у нас выживает сам.

«С одной стороны, мы не можем закрыть рынок для более дешевых товаров из Казахстана. С другой - должны быть равные условия. В нашем случае их нет. Казахстан разными способами дотирует свое производство. За счет этого себестоимость снижается, и товары из РК на рынке дешевле, чем наши, отечественные. Мы этого не делаем, да и не должны делать. Рынок должен сам развиваться. Мы вынесем вопрос на обсуждение ЕАЭС на уровне глав правительств и даже глав государств. Поддержка своего производителя должна быть, но в четко определенных пределах. Повторюсь, у всех участников рынка должны быть равные условия», - считает вице-премьер-министр КР по экономике и инвестициям Олег Панкратов.

Но через сто дней после официального вхождения КР в ЕАЭС можно констатировать: бизнес Кыргызстана не столько выживает, сколько доживает. Демпинговые проблемы вкупе с контрабандными войнами – пока непреодолимое препятствие для отечественного производства. При этом действенных мер для решения хотя бы части проблем предпринимателей нет. Но мы продолжаем с легкой руки премьер-министра упорно создавать «рай для бизнеса». Правда, отнюдь не своего, кыргызского, а чужого. Пока эту позицию можно выразить одной фразой: «В условиях рынка выживает сильнейший».

Бизнес