22:05
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Закон о внутренней торговле. Что прячут за ширмой продовольственной безопасности

В Кыргызстане не утихают споры вокруг успевшего стать скандальным пересмотра закона о внутренней торговле. Ассоциация развития агропромышленного комплекса продолжает настаивать на одностороннем ужесточении работы торговых сетей в пользу производителей. Члены ассоциации на прошедшей в Бишкеке пресс-конференции попытались объяснить журналистам свою позицию.

Кто на самом деле платит больше?

Предлагаемые поправки, по словам их инициаторов — поставщиков продукции, направлены на обеспечение продовольственной безопасности Кыргызстана и развитие местного сельхозпроизводства.

«Мы представляем реальный сектор экономики. Суммарные налоговые отчисления компаний, которые входят в Ассоциацию развития агропромышленного сектора, превышают 2 миллиарда сомов, создают более 20 тысяч рабочих мест», — обозначил на пресс-конференции глава ассоциации Рустам Балтабаев.

Стоит отметить, что Ассоциация рынков Кыргызстана — представители торговых сетей, которые неминуемо пострадают в случае принятия закона в его нынешнем виде, вносят в бюджет страны не меньшую сумму — 1,5 миллиарда сомов за прошлый год. При этом в их сфере задействовано гораздо меньше людей — всего 6 тысяч рабочих мест.

В пересчете торговые сети с одного своего сотрудника в год перечисляют в бюджет Кыргызстана 250 тысяч сомов. У лоббирующих закон поставщиков эта сумма в 2,5 раза меньше.

Несложно подсчитать, сколько недополучит государственный бюджет в случае вынужденных сокращений в сфере сетевой торговли. Об этом инициаторы поправок почему-то не подумали.

Экономические риски остаются неизвестными

Ассоциация развития агропромышленного сектора настаивает на том, что принятие поправок в закон о внутренней торговле не повлечет за собой негативных последствий — ни для покупателей, ни для торговых сетей, ни для экономики Кыргызстана.

Однако это утверждение вызывает сомнения. Проводились ли точные экономические расчеты и прогнозы при разработке поправок? На этот вопрос журналистов Ассоциация развития агропромышленного комплекса дала весьма размытый ответ.

Странно, но факт. Среди выступающих на пресс-конференции не оказалось ни одного экономиста, который смог бы дать точные расчеты.

В качестве аргумента юрист ассоциации Жаныл Дюшеева привела то, что инициаторы поправок изучали законодательный опыт в сфере торговли Казахстана, России и Беларуси.

«Мы делали официальный запрос в Госдуму Российской Федерации, и там подтвердили, что с юридической точки зрения мы мыслим правильно», — сказала она.

Впрочем, в законотворчестве Кыргызстана традиция перенимать опыт соседних стран без учета особенностей и реалий республики не нова.

В тоже время в Ассоциации рынков уверяют, что их специалистов при разработке поправок для анализа их регулятивного воздействия не привлекали. Хотя по правилам в этом процессе должны участвовать все его участники.

Патриотично, но безосновательно

На пресс-конференции сторонники поправок особенно акцентировались на том, их принятие положительно отразится на продовольственной безопасности страны. Якобы особые условия для отечественных поставщиков станут толчком для их развития. Прозвучали упреки и в том, что на полках сетевых магазинов местная продукция представлена меньше, в угоду импортной.

«С этим заявлением мы категорически не согласны. Например, до 70 процентов мясной и молочной продукции на полках супермаркетов — это отечественное производство. Давать какие-то привилегии на законодательном уровне местным компаниям в ущерб дистрибьюторов Кыргызстан не может — это противоречит принципам участия республики во Всемирной торговой организации», — отметают в Ассоциации рынков Кыргызстана.

Стоит отметить и тот факт, что доля торговых сетей в общем обороте торговли Кыргызстана не превышает 10 процентов. По этим показателям Кыргызстан сильно отстает от упомянутой выше России, где еще в 2018 году доля сетей достигала 70 процентов.

Основным рынком сбыта продовольствия для отечественных производителей по-прежнему остаются перекупщики и базары, которые в отличие от сетевиков не могут похвастать прозрачной деятельностью — наличием электронного документооборота, онлайн-ККМ, счетами-фактурами, уплатой всех налогов и отчислениями в Соцфонд.

Но несмотря на очевидное процветание теневой экономики, закон о внутренней торговле отчего-то нацелен на ужесточение условий для тех, кто работает прозрачно и готов регулировать цены. Обеспечит ли это продовольственную безопасность? Вопрос риторический.

Популярные новости
Бизнес