Беспредел, творящийся на дорогах Кыргызстана, стал уже притчей во языцех. Вкупе с нарушениями ПДД, которые сопровождаются неуважением участников дорожного движения друг к другу и сотрудникам ДПС, а также хамством, присутствует повсеместное нежелание нести ответственность. Последняя же авария, где участницей в очередной раз стала машина Бишкекской станции скорой медицинской помощи, стала показательной: порядка на дорогах КР ждать не приходится.
Так повелось, что в КР после ДТП ответственность несет не тот, кто виновен, а, похоже, тот, кто умеет договариваться и «разводить». С кем и как, догадаться нетрудно.
В преддверии новогодних праздников в столице случилось очередное ДТП с участием машины Службы «103». Очередное - потому что мы уже привыкли, что водители не уступают дорогу каретам скорой помощи, которые с включенным спецсигналом мчатся на срочный вызов. Резонанс в свое время получила авария с участием «скорой», но не потому что пострадали медики, а потому, что вторым участником ДТП был милиционер.
Это случилось в августе 2012 года. Тогда в реанимобиль кардиологической бригады врезался «БМВ», которым управлял оперуполномоченный ОУР УВД Октябрьского района Улан Сыдыков. Ему предъявили обвинение по статьям «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств» и «Неосторожное уничтожение или повреждение имущества» УК КР. После долгих судебных разбирательств, длившихся больше года из-за постоянного переноса заседаний по различным причинам со стороны обвиняемого, в марте 2014 года милиционер все же признан виновным. К тому моменту поврежденный реанимобиль уже был восстановлен на средства, собранные неравнодушными гражданами и выделенными президентом страны. Суд постановил восстановить материальные расходы станции на ремонт машины - 1 миллион 200 тысяч сомов. Однако сотрудник УВД деньги до сих пор не выплатил. И вряд ли уже сделает это…
Руки Фемиды оказались коротки против вседозволенности сотрудника силового ведомства. «А уж если правоохранителю сошло с рук, то нам и подавно», - похоже, решили нерадивые водители. И покатилась череда аварий.
В ночь на 23 ноября 2012 года на пересечении улицы Гоголя и проспекта Чуй в машину Бишкекской автобазы, которую арендует Станция скорой помощи, врезался автомобиль ночного патруля ДПС. Врачи психиатрической бригады возвращались с вызова.
В августе 2013 года еще одна авария: водитель на Honda CRV протаранил машину ССМП. «Карета скорой помощи везла беременную 35-летнюю жительницу Нижней Ала-Арчи в Чуйский роддом. Женщина была на 38-й неделе беременности. В результате ДТП ребенок умер, мать в тяжелом состоянии в больнице. У машины «скорой» были включены сирена и мигалка. По правилам легковушка должна уступить дорогу», - сообщали тогда в ГУВД.
Через несколько дней в столице на пересечении проспекта Манаса и улицы Московской реанимобиль протаранила «Мазда». В результате столкновения «скорая» перевернулась. Пострадали врачи и водитель легковушки.
Чуть ранее, в марте того же года, на пересечении улиц Баха и Толстого водитель на «БМВ» врезался в ехавшую с включенной сиреной машину с педиатрической бригадой. Лихач на иномарке не пропустил ее и ударил в бок. В салоне в момент столкновения находился ребенок, его везли в инфекционную больницу. «К счастью, обошлось без жертв. Маленький пациент доставлен в больницу без травм», - рассказала тогда Гульнара Ташибекова и отметила, что водитель выразил готовность восстановить машину и сразу же увез ее на СТО.
В декабре 2013 года произошла авария со смертельным исходом. Ночью, когда бригада ехала на срочный вызов, на пересечении Элебесова и Щербакова ее машину протаранил «Мерседес», после ударился в дерево, в металлический забор и загорелся. Его водитель погиб, серьезно пострадали и два врача скорой помощи.
В январе 2014 года, сразу после празднования Рождества, произошло ДТП с участием машины частной медслужбы. «Скорая» ехала с включенным спецсигналом. Оба водителя были трезвыми.
В марте 2014 года разбита еще одна машина Службы «103». Водитель маршрутки не уступил дорогу медикам, которые спешили на место другого ДТП, где их ждали 12 пострадавших. Машина восстановлению не подлежит. В жуткой нехватке каждая машина для ССМП на вес золота.
Еще каких-то год-два назад казалось, что сознание нарушителей правил дорожного движения можно изменить. Пытались воздействовать на них и «пряником», устраивая автопробеги с призывом уступить дорогу скорой помощи, и «кнутом» – проводя рейды. Тщетно.
В конце декабря в Бишкеке вновь столкнулись машина скорой помощи и «БМВ». На записи видеорегистратора машины ССМП видно, что медики двигаются по улице Шабдан баатыра с включенным спецсигналом. Ее обгоняет «БМВ», не уступая дорогу. Затем легковушка движется впереди машины скорой помощи, а после резко тормозит на пересечении с улицей Горького. Водитель «скорой» пытается уйти от удара, но задевает легковушку. Казалось, обычная авария, где виновный не признается, но, возможно, восстановит машину. Однако дело обрело совершенно неожиданный поворот. Виновником ДТП назначили… водителя «скорой».
Как пояснили позже в ДПС ГУВД Бишкека со ссылкой на начальника отдела ДПС и административной практики Аттокура Курманалиева, по результатам экспертизы следствие пришло к выводу, что водитель «Мерседеса» (автомашины Службы скорой медицинской помощи) «не соблюдал дистанцию». «Он оштрафован на 5 тысяч сомов. Включенный спецсигнал не является оправданием», - сообщили в ведомстве.
«Оба водителя отказались от проведения экспертизы. И водитель машины скорой помощи Камалжан Газизов свою вину признал и уплатил штраф – 5 тысяч сомов. Второй водитель, Муса уулу Жакшылык, в момент ДТП находился за рулем без водительского удостоверения. Он должен был заплатить аналогичный штраф, но до окончания разбирательства он предъявил документ, и его оштрафовали только на 500 сомов», - пояснили в ДПС.
По словам водителя Службы «103», в ДПС ему объяснили, что «синяя мигалка не влияет на преимущество движения». А гаишников это тоже касается? Что, служебным машинам дорожной милиции, которые нередко пользуются спецсигналом, впредь тоже можно не уступать дорогу? Ведь в ДПС пояснили: он «не является оправданием».
Стоит ли напоминать руководству ДПС пункт из правил дорожного движения о применении специальных сигналов? «3.3. При приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего и (или) красного цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включен ближний свет фар, а в случае необходимости - остановиться». Не слышали?
Новый министр здравоохранения намедни пообещал «защищать бригады станции «103», пострадавшие в ДТП». «Я изучил все ДТП, почти во всех виноваты сторонние водители, а не «скорой». Машина, пострадавшая в одном из ДТП в предыдущие годы, вообще до сих пор не восстановлена. Через суд, через правоохранительные органы мы будем добиваться справедливости, чтобы машины восстановили, а виновных наказали», - сказал Талантбек Батыралиев, выразив при этом опасения, что виновные «ездят на «Лексусах», а значит, обладают «определенным всемогуществом».
Глава Минздрава, очевидно, имел в виду последнюю аварию, когда бывший сотрудник ДПС в новогоднюю ночь протаранил машину «скорой». Последняя перевернулась, четверо врачей пострадали, трое госпитализированы…
И опять никто ответственности не понес.