00:56
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

«Дорогой» ты наш парламент!

Не прошло и года, как Кыргызстан обрел новый (местами, правда, старый) парламент VI созыва.

Бои за теплое место

Несмотря на то что президент радовался отсутствию митингов наутро после голосования, совсем без эксцессов не обошлось. Две недели страна с привычным скепсисом и временами плохо скрываемым презрением наблюдала, как прошедшие в парламент партии «перетряхивают» (по меткому выражению президента Беларуси Александра Лукашенко) свои списки.

Кто-то ограничился выводом из списка будущих нардепов лишь одного человека (как СДПК), кто-то и вовсе не стал устраивать торги. Речь о «Бир Боле», хотя и в нем поначалу заявляли об изменениях. А кто-то («Республика — Ата Журт» и «Онугуу-Прогресс») устроил настоящую грызню с подделкой подписей и судебными разбирательствами, доведя членов Центризбиркома чуть ли не до инфаркта.

Читайте по теме

Но даже с восстановленными кандидатами итоговый состав нового Жогорку Кенеша не сильно радует глаз избирателя. Если не сказать больше: удручает и повергает в отчаяние. А как же иначе, если треть законотворцев судимы или проходят подозреваемыми на данный момент (дела приостановлены), большая часть — бизнесмены, дельцы, или, по-простому, «базаркомы», отдельные личности — темные настолько, что себе дороже разбираться, к какой ОПГ они принадлежали или принадлежат. Есть, конечно, действительно толковые люди — юристы, финансисты, управленцы, но по сравнению с остальной серой массой их количество ничтожно, отчего становится не просто грустно, а по-настоящему страшно: нам ведь еще кормить этих 120 (ну или чуть меньше) дармоедов...

Каждому по потребностям?

Причем кормить в прямом смысле этого слова. Достаточно взглянуть на цифры, заложенные в проекте республиканского бюджета на 2016-2018 годы. Его в Жогорку Кенеш направили еще в начале сентября 2015-го. Но какое дело народным избранникам до работы, когда шла предвыборная кампания и борьба за тепленькое местечко на ближайшие пять лет? Причем ой какое тепленькое!

В 2016-м году законодательный орган страны обойдется госказне в 791 миллион 284 тысячи сомов. Из них на сам Жогорку Кенеш (то есть на депутатов — прим. ИА «24.kg») выделяется 785 миллионов сомов. Помимо зарплаты и отчислений в Соцфонд это транспортные расходы (39 миллионов), услуги связи (13 с половиной миллионов), служебные поездки — куда же без них — 24 с половиной миллиона сомов. На статьи «Пособия по социальному обеспечению» и «Пособия по социальной помощи населению» предполагается потратить 164 тысячи и 528 тысяч сомов. А прочих товаров и услуг приобрести на 39 миллионов сомов.

Куда меньше получат помощники и консультанты нардепов, или аппарат Жогорку Кенеша, хотя пропорции у них два, а иногда и три к одному — на одного депутата несколько работников. Так вот, этому аппарату полагаются услуги связи на 12 с половиной миллионов, оплата служебных поездок в 15 миллионов и транспортные услуги — на 11 миллионов сомов. Зато на загадочные статьи «Пособия по социальному обеспечению» и «Пособия по социальной помощи населению» им выделено 100 тысяч и 450 тысяч сомов.

Отдельным пунктом идут расходы управления делами Жогорку Кенеша и его подведомственных организаций. Статьи практически те же: служебные поездки (приблизительно 163 тысячи), услуги связи (почти 670 тысяч), транспортные расходы (около 130 тысяч) и приобретение прочих товаров и услуг (чуть больше полутора миллионов сомов). Ровно такую же сумму, как на «Прочие товары и услуги», заложили и по статье «Премия Межпарламентской ассамблеи стран СНГ имени Ч.Айтматова».

Но и это не все. Завершающий аккорд — автопредприятие Жогорку Кенеша. Ему тоже полагаются услуги связи (234 тысячи), служебные поездки (9 миллионов 369 тысяч), транспортные расходы (27 тысяч 683) и уже знакомые «пособия по социальному обеспечению» (65 тысяч) и «пособия по социальной помощи населению» (74,8 тысячи сомов).

Спикеру парламента полагается Резервный фонд в 30 миллионов сомов ежегодно.

«Я в домике»

«Да шоб я так жил!» — наверняка подумал каждый после знакомства с расходами. Ан нет! Это ведь только проект. Он еще не обсуждался в самом парламенте. Глядишь, вспомнят нардепы о предвыборных обещаниях, подписанных меморандумах и откажутся от большинства этих привилегий, сократив расходы на себя любимых, да и сотрудников парламента обяжут последовать их примеру.

Читайте по теме

Последнее, кстати, весьма актуально в свете последних сообщений о тендерах — то по креслам, то по коврам. Ведь в отсутствие торага (да и всего Жогорку Кенеша) кто-то назначил и даже, как выясняется, провел эти многомиллионные аукционы. Руководствовались исключительно заботой о будущих парламентариях или другими (шкурными, как утверждают пользователи соцсетей) интересами?

При этом заведующий управделами ЖК Алмаз Кожомкулов (ставленник партии «Ата Мекен», утверждавшей, что она борется за сокращение депутатских льгот) оказался не в курсе столь крупных закупок. Не странно ли? Хотя, похоже, новый парламент озаботится этой должностью едва ли не в первую очередь. Ведь, как выясняется, она весьма хлебная.

Вместо послесловия

Кстати, по прогнозу на ближайшие годы бюджет Жогорку Кенеша поступательно увеличивается сначала более чем на 11 миллионов (802 миллиона 660 тысяч сомов в 2017-м), а затем и вовсе предполагается на уровне 827 миллионов 132 тысяч (2018-й).

Тем временем бюджеты Минздрава и Минкультуры на 2016 год решено сократить на 64 и 40 миллионов сомов.

Бизнес