Накануне страна отметила День Конституции. Традиционно в честь Основного закона проводится официальное собрание, о чем в СМИ появляются скупые новости. Документ этот в КР так часто изменяли, что последняя редакция 2010 года, без изменений существующая вот уже шестой год, побила все рекорды «незыблемости». ИА «24.kg» вспомнило, когда и в какую сторону за последние 23 года с момента его принятия менялся свод законов.
…Хочу быть владычицей морскою
Итак, первая Конституция, принятая 12-м созывом Жогорку Кенеша 5 мая 1993 года, состояла из 8 разделов и 97 статей. Она была написана емко, кратко, с довольно выраженной системой сдержек и противовесов между тремя ветвями власти.
Не прошло и трех лет, как она подверглась первому изменению, когда после референдума 10 февраля 1996 года вышел закон о внесении в нее изменений и дополнений.
Первым делом изменился пункт 5 статьи 1. Если в редакции 1993 года было прописано, что на референдумы выносятся законы и другие важные вопросы государственного значения, то в новую формулировку добавили слова «…и вопросы внесения изменения в Конституцию», что и положило начало эпохе «гибкой Конституции».
Основные изменения 1996 года затронули третью главу, касающуюся роли главы государства.
Первым делом президент стал высшим должностным лицом страны и символом народного единства и государственной власти. До этого он был просто главой государства и гарантом Конституции.
К этой же статье добавлен пункт 3. Теперь уже президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности, обеспечивает единство и преемственность государственной власти.
Весьма интересное изменение было внесено в пункт 2 статьи 43. Если ранее было прописано, что один и тот же человек не может быть президентом более двух сроков подряд, в новой написали буквально следующее: «Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд». Хитрость в том, что более двух раз подряд избираться нельзя, но продлить свои полномочия, скажем, посредством того же референдума вполне возможно.
В дальнейшем прослеживается все большая самостоятельность главы государства. Постепенно он стал утверждать структуру правительства без согласия парламента, назначать министров без согласия ЖК и лишь консультироваться с главой кабмина. Вот уже он самостоятельно решает вопрос отставки правительства и их досрочного освобождения, создает должность госсекретаря, которого лично назначает, определяет его статус и полномочия, формирует свою администрацию, образует и упраздняет исполнительные органы, не входящие в состав правительства, образует и возглавляет Совет безопасности.
Кроме того, формирует подчиненные ему Службу государственной охраны и Национальную гвардию.
Вообще же в новой редакции усилена роль президента в назначении кадров. Если в прежней редакции он с согласия законодательного органа назначал только генпрокурора, а также глав ведомств, то теперь назначает и их заместителей, и даже глав региональных отделений.
После изменений персоне первого лица уделено особое внимание. В редакции 1993 года он имел лишь неприкосновенность и иммунитет, потом к нему были прибавлены слова «честь и достоинство президента охраняется законом», за счет бюджета обеспечивается, обслуживается и охраняется не только он сам, но и его семья.
Прописано понятие «экс-президент». Согласно документу, после отставки государство будет его содержать, обслуживать и охранять. В целом же полномочия президента увеличились на 11 пунктов.
Существенным изменениям подвергся и парламент. Теперь он двухпалатный: законодательное собрание из 35 депутатов и собрание народных представителей из 70.
Изменилась основа выборов в парламент. Если раньше порядок избрания был прописан в самой Конституции, то в измененной версии избрание прописано в законе. У депутатов сократились полномочия. Исключены такие пункты: утверждает структуру правительства, дает согласие на назначение дипломатов в других государствах и международных организациях. Парламент лишился возможности самостоятельно формировать Центризбирком. Теперь обе палаты вместе могли избрать только две трети ее состава, а не весь, как раньше.
В заключительной части инициатива внесения изменений и дополнений в Основной закон передана президенту, который уже без согласия ЖК мог назначать референдум. В Конституции 1993 года эта прерогатива принадлежала парламенту.
Недолго музыка играла…
Для внесения следующих изменений понадобилось еще меньше времени. Уже осенью 1998 года, 17 октября, проходит референдум, а 21 октября принимается Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию КР».
На этот раз новшеств немного, но они существенные. Основное – разрешение продажи земли в частную собственность.
Если в редакции 1996 года земля, ее недра, леса, водные ресурсы были собственностью государства, то теперь они просто взяты под особую охрану.
Поменяли число депутатов обеих палат. В Законодательном собрании стало 60, а в Собрании народных представителей 45.
Запретили издавать законы, ограничивающие свободу слова и печати.
В таком виде Основной закон продержался до 2001 года. А 24 декабря того года был принят очередной Закон «О внесении изменений в статью 5 Конституции КР», после чего русский язык был признан официальным.
Через пару лет изменения продолжились: 5 февраля 2003-го прошел очередной референдум по изменению документа.
В Конституции расширили права и свободы граждан. Среди новшеств можно отметить пункт 3 статьи 16, где сказано, что каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и представлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью адвоката.
Но в этой же статье дописали ограничения к пункту о митингах, обязав заранее уведомлять о них госорганы.
Что касается президента, то он начал делиться властью. В частности, структуру правительства вновь стал утверждать парламент. Членов правительства вновь стал назначать по предложению премьер-министра (вместо консультации с ним), с согласия парламента назначает председателей ЦИК и Счетной палаты.
Самым интересным изменением в 2003 году стал статус экс-президента. С этого времени помимо обслуживания, обеспечения и охраны за счет государства он обладает неприкосновенностью, которая распространяется на его жилище, транспорт, связь, служебные помещения, документы, архив, багаж и иное имущество. Кроме того, он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за действие или бездействие, совершенное им в период президентства, а также не может быть подвергнут аресту, обыску, личному досмотру. Кроме этого, авторы новой редакции позаботились и о семье экс-президента. Теперь не только сам «экс», но и члены семьи, находящиеся на его иждивении, обеспечиваются за счет государства.
Парламент снова стал однопалатным и сократился до 75 депутатов вместо 105. В целом полномочия законодательного органа остались прежними.
Новшеством стал пункт 1 статьи 79, где граждане в предусмотренных законом случаях и порядке могут участвовать в отправлении правосудия. Конституционно закрепляется институт суда аксакалов, укреплена независимость судей Конституционного суда, а также в части местного самоуправления добавлен пункт о том, что депутат местного кенеша не может подвергаться преследованиям за высказанное мнение и результаты голосования.
Заколдованный Хронос
Весьма интересная закономерность наблюдается во времени внесения изменений. Они появляются каждые два и три года: 1993, 1996, 1998, 2001, 2003, 2006…
В 2006-м - очередное изменение. Закон «О новой редакции Конституции КР» принимается 9 ноября. Первое же изменение - в самом начале: в первый пункт первой статьи добавляется слово «социальное».
Из пункта 1 статьи 2 убирается выражение «Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением».
В связи с тем что данная редакция просуществовала всего чуть больше двух месяцев, отметим лишь основные ее особенности. Она разрешила двойное гражданство, прописала институт народного курултая, запретила детский труд, ввела институт омбудсмена, исключила пункт о смертной казни, выборы в ЖК стали пропорционально-мажоритарными, кандидатуру премьер-министра предлагает партия большинства в парламенте, законодательный орган преодолевает вето президента на законопроекты, к тому же изменение Конституции не может быть основанием для повторного избрания или продления полномочий президента.
Через пару месяцев принимается очередной Закон «О новой редакции Конституции КР» от 15 января 2007 года. Просуществует она до октября того же года.
В середине осени (21 октября 2007-го) проходит очередной референдум, и 23 октября принимается Закон «О новой редакции Конституции КР», которая, что уже стало закономерностью, просуществовала недолго - до 27 июня 2010 года.
Первое изменение: в пункт 1 статьи 1 добавляется слово «светское».
Осталось двойное гражданство. Подробно расписаны социальные гарантии гражданам. К примеру, частные медицинские учреждения обязаны оказывать первую медицинскую помощь и по некоторым видам заболеваний бесплатно.
Власть президента укрепляется.
Так, он самостоятельно назначает и снимает с должности премьер-министра, членов правительства, глав областных администраций, образует и упраздняет государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные ему, приостанавливает действие нормативных правовых актов правительства, назначает референдумы, обеспечивает осуществление полномочий госорганов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, внутренних дел.
В законодательном органе число депутатов достигает 90. Они избираются на пять лет, но уже по партийным спискам.
Введены такие новшества, как прекращение полномочий депутата при отсутствии 30 дней в течение одной сессии, а также при условии его исключения или добровольного выхода из партии, от которой он избирался.
В части полномочий законодательный орган существенных изменений не претерпел, если сравнить с последними редакциями.
А вот в исполнительной власти кое-что появилось: премьер-министр вносит президенту кандидатуры членов правительства, но силовой блок и внешнеполитическое ведомство полностью остаются в руках главы государства. Правительство подотчетно президенту и Жогорку Кенешу.
Таким образом, Кыргызстан с 1993 года успел восемь раз поменять свой Основной закон. Изменения, признаем, имели и положительные, и отрицательные стороны. Улучшились социальные гарантии, права и свободы человека, судебная система, основы местного самоуправления. А что касается института президентства, парламента и правительства, то процесс носил скорее скачкообразный характер, где на себя тянули одеяло то глава государства, то Жогорку Кенеш.