Депутаты парламента предлагают узаконить институт вакуфа, существующий исключительно в исламских странах. С инициативой выступили Марлен Маматалиев, Фархад Алимжанов и Жалолидин Нурбаев.
Вакуф в исламе, наряду с государственным и частным секторами, представляет собой третий в государственной системе и является их партнером во всех направлениях развития. Вакуфом называется один из видов благотворительности в исламе. Эта система была неотъемлемой частью мусульманской культуры. Практика имеет глубокое религиозное значение.
Превращение имущества в вакуф заключается в том, что для этого сначала оглашается соответствующее намерение, и оно объявляется вакуфом. Имущество вакуфа не может быть продано, унаследовано или отменено.
Разрешается передавать ликвидные активы в качестве вакуфа. Но они не должны раздаваться людям — вместо этого их следует инвестировать, а прибыль расходовать на группу людей, для которых они были сделаны вакуфом.
Вакуф неотчуждаем: ни жертвователь, ни его наследники не могут отозвать пожертвование, если оно уже объявлено вакуфом.
«Это гарант того, что вакуф создан исключительно для филантропических целей и что он всегда будет приносить пользу обществу. Ни один человек никогда не может стать единоличным собственником, поэтому вакуф становится общим достоянием. Вакуф представляет собой пожертвование материальных ценностей. Учредитель определяет способ управления и руководства вакуфом, а также детали процесса и преемственности», — поясняют разработчики.
Нардепы отмечают, что в Саудовской Аравии или Турции вакуфное имущество — это естественно, и утверждают, что в Европе и Америке сейчас расцветают частные фонды, которые помогают различным слоям обездоленных, занимаются решением экологических и прочих социальных проблем.
Многие миллиардеры и миллионеры на Западе сейчас завещают большую часть своего состояния на благотворительные цели. Вполне логично, что люди, достигшие определенного материального уровня, заботятся о своей социальной ответственности.
Из справки-обоснования к законопроекту «Об основах вакф (вакуф)»
Депутаты отмечают: в соответствии со статьей 9 Конституции религия отделена от государства и не может вмешиваться в деятельность органов государственной власти. Но при этом государство создает благоприятные условия для обеспечения прав и свободы совести и вероисповедания, соблюдения законных прав и интересов верующих граждан и религиозных объединений.
«За последние десять лет в стране значительно вырос интерес к исламским ценностям. При этом перед Духовным управлением мусульман Кыргызстана стояла задача найти взаимосвязь между светскими и религиозными ценностями и создать реальную основу для предотвращения появления нежелательных экстремистских группировок и течений. «Мусульманская инфраструктура» (прежде всего учебные заведения, мечети, издательская деятельность) нуждается в стабильных источниках доходов. Без них общины не смогут развиваться и помогать государству противостоять исламскому радикализму», — говорят авторы.
Они считают, что институт вакуфа в современном мире — один из элементов ислама, который может стать решением поставленных задач и иметь благоприятные последствия для развития гражданского общества и для поддержания социально незащищенных слоев населения.