20:08
USD 88.21
EUR 95.66
RUB 0.97

Женщины Кыргызстана. Ведут бизнес и занимаются политикой вопреки всему

В Кыргызстане женщин традиционно больше, чем мужчин. Но вот возможностей у них от этого больше не становится. Факты таковы, что до реального гендерного равенства в нашей стране очень и очень далеко. Женщинам по-прежнему практически не пробиться в политику и бизнес. Но они не сдаются, открывают свое дело и продолжают заботиться о семье и детях.

Женщин в Кыргызстане больше...

По итогам последней переписи численность постоянного населения Кыргызстана составила 6 миллионов 936,1 тысячи человек. В Национальном статистическом комитете отметили, что с 2022 года сохранялось характерное для населения республики превышение численности женщин над мужчинами — 78,1 тысячи человек.

Если в 2009 году на 1 тысячу женщин приходилось 974 мужчины, то в 2022 году — 978.

Превышение численности женщин намечается после 45 лет. В возрасте старше 80 лет их почти в два раза больше мужчин.

«Последствия войны и более короткий срок жизни мужчин по сравнению с женщинами объясняют эту разницу», — прокомментировали в Нацстаткоме.

...а возможностей меньше

В Евразийском банке развития посмотрели динамику равноправия женщин и мужчин в экономическом разрезе в странах ЕАЭС. В Кыргызстане в 2022 году принят Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2022–2024 годы. Среди мер рассматривается улучшение условий доступа к образованию для женщин, их активное вовлечение в трудовую деятельность и развитие женского предпринимательства.

На сегодня женщины в стране составляют 71 процент экономически неактивных в трудоспособном возрасте граждан.

В Кыргызстане разрабатываются меры повышения политического участия женщин, в том числе через обеспечение представленности на политических и административных должностях.

Ежегодно Всемирный экономический форум составляет Индекс глобального гендерного разрыва. Он показывает динамику развития гендерного равенства и обращает внимание на то, как государства распределяют свои ресурсы между представителями женского и мужского населения.

Есть как общий индекс, так и подсчеты по четырем ключевым категориям: экономическая активность и возможности, доступ к образованию, охрана здоровья и выживаемость, расширение политических прав и возможностей. По итогам 2022 года Кыргызстан занял 86-е место в мире, поднявшись за год более чем на 20 позиций. Но это не значит, что все хорошо. Женщинам в Кыргызстане по-прежнему практически закрыты руководящие должности. Именно в этой категории у КР самые низкие показатели.

«С точки зрения эксперта, повышение роли женщин в экономике способствует ее росту. По оценкам Международной организации труда, сокращение разрыва в соотношении в рабочей силе мужчин и женщин на 25 процентов может увеличить мировой ВВП на 4 процента. Равный доступ к профессиям и рынку труда экономически целесообразен, так как ведет к эффективному распределению ресурсов. Тренд на достижение равенства в странах ЕАЭС есть, но еще предстоит сделать очень многое», — отмечают в ЕАБР.

Уйти в бизнес для заработка

Компании Visa и Emerging Europe провели исследование в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа в рамках кампании She’s Next. Оно показывает, что женщины-лидеры региона проявляют большой интерес к цифровому маркетингу и социальным сетям. Они хотят расширить свой бизнес на международном уровне.

Предпринимательницы в Кыргызстане видят перспективы развития бизнеса в переходе в онлайн и использовании цифровых каналов и инструментов.

Обширное исследование включало в себя онлайн-опрос 2 тысяч владелиц бизнеса или самозанятых женщин в 11 странах. В том числе в Кыргызстане проведено 75 глубинных интервью и работа в фокус-группах. Полученные данные позволяют составить детальный портрет среднестатистической предпринимательницы региона, предоставляя заинтересованным лицам возможность понять трудности и проблемы, с которыми сталкиваются женщины в ходе своей карьеры.

В целом большинство принадлежащих женщинам бизнесов в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе (84 процента) предоставляют товары и услуги только в пределах своих государств, но предпринимательницы заинтересованы в обучении ведению бизнеса за рубежом. Ведущими секторами, в которых работают женские бизнесы, являются красота и здоровье (17 процентов), розничная торговля (12 процентов), сельское хозяйство и продовольствие (12 процентов), образование (8 процентов) и пиар и маркетинг (7 процентов).

Женщины стремятся к профессиональной и финансовой независимости. Основными источниками мотивации открыть свое дело для женщин являются желание увеличить доход (50 процентов), работать на себя (31 процент) и исполнение мечты (21 процент). В Кыргызстане основной мотивацией является желание увеличить доход (58 процентов).

При этом предпринимательницы почти в равной мере озабочены бизнесом и личной жизнью.

Женщины в Кыргызстане в основном обеспокоены тем, что они оставят семью и детей без внимания (40 процентов опрошенных). А самыми большими проблемами при открытии и ведении своего дела они назвали привлечение капитала (37 процентов) и неблагоприятные условия ведения бизнеса (36 процентов).

В Кыргызстане самыми популярными желаемыми навыками являются разработка стратегии получения дополнительного финансирования, цифровой маркетинг и ведение социальных сетей.

В исследовании отмечается, что предприятия, принадлежащие женщинам, расплачиваются с сотрудниками и поставщиками наличными. Но, как правило, устанавливают POS-терминалы для клиентов. 42 процента предпринимательниц расплачиваются с сотрудниками и поставщиками наличными, а оплату картой предпочитают лишь 37 процентов. Для Кыргызстана эти показатели составляют 36 процентов.

Популярные новости
Бизнес