Качество школьного образования в Кыргызстане оставляет желать лучшего. Предложений, как изменить систему, чтобы наши ученики стали умными и успешными, звучит немало. Одна из идей — сократить нагрузку на детей. Однако пока вместо обещанного сокращения часов в новом учебном году для некоторых их станет, наоборот, больше.
Учат в школе...
...многому, но депутатам Жогорку Кенеша кажется, что этого недостаточно, поэтому они регулярно предлагают ввести новые предметы. 24.kg вспомнило последние предложения народных избранников.Быть ближе к предкам настаивал нардеп Тазабек Икрамов. «В начальных классах надо ввести уроки комуза и манасоведения. Кроме того, предлагаю ввести ак калпак: в начальных классах — один вид, в средней и старшей школе — другой. Это прославит наш национальный головной убор. Я давно предлагаю ввести национальную форму, которая досталась нам от предков», — говорил депутат.
Он же выступал за запрет для учеников пользоваться сотовыми телефонами в школе. Ради строгой дисциплины: чтобы подростки не провоцировали учителей и не записывали все на видео.
«Нужно хотя бы из дерева делать пистолет, а из камней имитировать гранаты. Нужно, чтобы Минобороны и Минобразования договорились о том, чтобы на урок довоенной подготовки приносили автоматы, показывать их школьникам 11-го класса. Таким образом, у детей появится желание охранять границу, любить родину, защищать людей», — считает депутат.
Шайлообек Атазов посетовал на большую нагрузку для учеников. При этом отметил, что в школах, помимо кыргызского языка, нужно изучать как минимум еще два иностранных.
Видимо, придется или нагрузку снова увеличить, или сократить что-нибудь «ненужное».
От предложений — к программе
Чтобы вырастить воспитанное и некоррумпированное поколение, по словам депутата Нуржигита Кадырбекова, необходимо вводить уроки нравственности и этики. Духовным развитием детей озадачился также его коллега Жалолидин Нурбаев, предложивший ввести в школьную программу уроки религиоведения и нравственности.В том, что религию нужно знать со школьной скамьи, уверен и президент Садыр Жапаров. Свое мнение он озвучил в конце 2021 года, а уже в июне 2022-го глава государства подписал указ «О введении в общеобразовательных организациях республики предмета «История развития религий»».
До этого времени кабмин должен доработать, провести экспертизу и издать ранее разработанный учебно-методический комплекс (УМК) «История развития религий» для 9-х классов; а также разработать, апробировать и издать УМК для 7-8-х классов.
Уже объявлен отбор учителей. Преподавать предмет смогут теологи либо историки. Успеют ли с подготовкой до начала учебного года — большой вопрос. К чему такая спешка?
По мнению депутата Жогорку Кенеша Дастана Бекешева, вместо истории религий следовало бы ввести финансовую грамотность, половую грамотность, IT-грамотность, грамотность по питанию и укреплению здоровья, грамотность по противодействию насилию в семье и обществе, правовую грамотность и музыкальную.
В школах, по его словам, должны научить дискутировать, не принимать прочитанное за истину, привить способность понимать прочитанное и размышлять, то есть развивать критическое мышление.
В начальной школе тоже появится один новый интегрированный предмет — «Я и мир».
Нагрузка высокая, качество не очень
Согласно обзору фонда KG Analytics, учебная нагрузка на учащихся школ в Кыргызстане и без того очень высокая.В среднем ученик в Кыргызстане учится 1 тысячу 20 часов в год, в то время как в Эстонии — 820, Финляндии — 808, России — 803. При этом в международных рейтингах Кыргызстан занимает последнее место.
Очевидно, что высокая учебная нагрузка не гарантирует высоких результатов обучения.
По данным экспертов фонда, в советское время в наших школах изучалось 17 учебных предметов, а сегодня 25, что значительно превышает общепринятые стандарты. В среднем в мире количество изучаемых предметов варьируется от 8 до 15. Количество и содержание дисциплин в школах Кыргызстана требуют сокращения и пересмотра для более глубокого их изучения.
По статистике же Минобразования, в школах страны изучаются только 22 предмета (в целом с 1-го по 11-й класс). При этом всю линейку предметов дети изучают не сразу. Максимально возможное количество предметов, изучаемое одновременно учащимися одной параллели, не превышает 16.
Но высокую нагрузку чиновники все-таки пообещали снизить — до 820 часов.
Неизвестно также, сколько времени потребуется на переход на новый государственный стандарт. Проект его только вынесли на общественное обсуждение. А между тем в 9-х классах недельная нагрузка увеличится на час за счет религиоведения.
Сокращать нужно с умом
По словам вице-президента Кыргызской академии образования (КАО) Токтобубу Ашымбаевой, Министерство образования и науки определяет политику образования, а за составление учебных планов, программ и предметных стандартов отвечает КАО. Просто так новые уроки, по идее, не появляются.«Есть ряд исследований, какие предметы обязательно должны быть в программе и в каком объеме. Не зря на какие-то предметы отводится больше часов, на какие-то меньше, это все научно обоснованно. При этом всегда происходят какие-то обновления за счет изменений в обществе и других факторов. Прежде чем появится новый предмет, необходимо провести исследования, разработать УМК, провести апробацию и экспертизы учебников», — пояснила она 24.kg.
Просто сократить часы и сказать, что с сентября будет такая-то нагрузка, неправильно.
Токтобубу Ашымбаева
«Учебники, которые сейчас используются, рассчитаны на те часы, которые есть сейчас и были раньше. Нагрузка будет сокращаться поэтапно, начиная с начальных классов и постепенно далее, учитывая все доминантные и второстепенные предметы. Пока мы не можем сказать, за счет каких предметов произойдет сокращение. Возможно, это будет в виде интеграции предметов. В начальной школе, например, нет смысла дробить окружающий мир, основы безопасной жизнедеятельности, этику и другое. Ребенок же познает мир в целом, а не по отдельности, поэтому будет один предмет «Я и мир». Сокращать естественно-научный цикл не планируется. Ведь сейчас век инженерии, IT-технологий», — отметила вице-президент КАО.
Общественность надеется, что грядущие изменения в системе школьного образования пройдут без перекосов. Многие помнят непродуманное сокращение нагрузки в школах в 2012 году, когда сократили часы по русскому, математике биологии и другим предметам, но ни методических пособий, ни учебников по новым стандартам не разработали.
Тем временем международные исследования показывают, что в среднем 60 процентов учащихся наших школ не достигают базового уровня функциональной грамотности по чтению, математике и естественным наукам. То есть школьники могут читать, писать и считать, но не способны понимать смысла прочитанного и не могут применить свои знания в жизни.