В Кыргызстане в 2017 году, по данным Национального статистического комитета, было 1,9 тысячи детей и подростков в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, из них 711 — круглые сироты.
Какие планы строят воспитанники детских домов и интернатов и как себя идентифицируют в обществе? Ответы на эти вопросы дали сами дети, 24.kg поговорило с тремя ребятами из Центра реабилитации беспризорных детей и Центра защиты детей. Каждому из них 14 лет, они хотят скорее повзрослеть и начать работать.
Она заметила, что образование в детских домах плохое, зачастую ребенок, имея аттестат об окончании девяти классов, не умеет ни читать, ни писать. Дети также несамостоятельны в жизни, так как в интернатах их стараются ограждать от работы.Когда ребенок растет в семье, он надеется на помощь родителей, у интернатовских детей никого нет. При выпуске из учреждения им просто говорят: «До свидания!»
Оксана Шувалова
«В семье ребенка учат убирать за собой, готовить еду, стирать. В интернатах не положено привлекать детей к труду, максимум, что они делают, — заправляют постель и дежурят по кухне. Многие не знают, как растет картошка, как приготовить суп. У них нет бережливости: в интернатах все вещи общие», — говорит психолог.
Кроме того, она заявила, что у ребенка, который растет не в семье, есть страх, что ему придется отвоевывать собственные права.Здесь другая жалость нужна. Мы обычно думаем, что надо что-то дать этим детям. Так ведь проще, чем учить чему-то. Они этим пользуются и знают, как надавить, чтобы им помогли. Желания самостоятельно двигаться, стремиться делать что-то самому нет.
Оксана Шувалова
К слову, правительство Кыргызстана разрабатывает концепцию развития молодежи до 2030 года. В ней отмечено, что в республике внимание уделялось острым, но сиюминутным проблемам.