«Официальные органы Казахстана присылают уведомления о тщательном, полном таможенном досмотре наших товаров, следующих в железнодорожных вагонах транзитом из третьих стран», – сообщил сегодня на внеочередном заседании Национального делового клуба бизнесмен, депутат городского кенеша Павел Десятников.
По его словам, неправильно сейчас говорить только о проблемах автомобилистов, застрявших на контрольно-пропускных пунктах кыргызско-казахской границы.
«Три дня назад нам советовали воспользоваться железной дорогой. Будем считать, что мы воспользовались, но вагоны стоят, – сказал он. – Возьмем, к примеру, кондитерские изделия. Что останется от них после разгрузки и полного досмотра? Это тоже мне кто-то компенсирует? Конечно, нет. Могу спрогнозировать ситуацию дальше. Если вагон шел 5-7 дней, то сегодня в лучшем случае, несмотря на все наши усилия, 15-20 дней. К концу года бюджет провалим по таким цифрам, которые мы даже не представляем. А потом нам, каждому бизнесмену, будут звонить органы и спрашивать: а почему так мало платишь?»
«По части поставки сырья для бизнес-среды Кыргызстана: нам сырья не хватает, 1,5 месяца ничего не грузили. Задерживается и сырье, следующее транзитом через Казахстан. Нужно смотреть на экономическую ситуацию в целом. Из-за отсутствия сырья мы придем к социальным вопросам – недоплате зарплат, сокращению рабочих мест и весенней миграции», – добавил Павел Десятников.
Министр экономики Артем Новиков подтвердил: «Помимо вопросов границы, есть отказ в поставке материалов, сырья на территорию Кыргызстана, что приводит к срыву обязательств наших предприятий по контрактам. Это на самом деле очень печально».
Кроме того, на заседании отмечено, что предприниматели не могут своевременно привезти товар, поскольку нет машин в Казахстане, следующих из Кыргызстана.
С 10 октября Казахстан усилил контроль на участках казахско-кыргызской и казахско-российской границы. На КПП отмечаются очереди из большегрузных машин, следующих в КР.