03:31
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Центральной Азии не хватает воды. Как напоить население региона

Доступ к качественной питьевой воде и санитарии относится к категории международно признанных, основных и фундаментальных прав человека. В Центральной Азии вопрос обеспечения доступа к питьевой воде и ее очистки стоит остро.

Регион находится в зоне усиливающегося водного стресса.

С 2028-го он войдет в фазу хронического дефицита водных ресурсов. Его последствия затронут все сегменты экономики: сельское хозяйство, промышленность, коммунально-бытовой сектор и питьевое водоснабжение населения.

Евразийский банк развития представил новое исследование «Питьевое водоснабжение и водоотведение в Центральной Азии». В нем детально представлены ситуация с доступом к воде в странах региона и способы решения проблем. Редакция 24.kg внимательно изучила документ, чтобы понять, насколько все плохо и что нужно сделать, чтобы избежать острого недостатка питьевой воды.

Села остаются без воды

На сегодня в Центральной Азии 9,9 миллиона человек, или 13 процентов населения региона, не имеют доступа к безопасной питьевой воде. За 1994-2020 годы объем забора воды на коммунально-бытовые нужды вырос в два раза, а инвестиции в инфраструктуру питьевого водоснабжения были неадекватны росту потребления.

В итоге износ сетей водоснабжения и водоотведения в ЦА оценивается до 80 процентов.

Технологические и коммерческие потери воды в распределительных сетях оцениваются до 55 процентов. При этом многие проблемы в системе водоснабжения, с которыми сталкиваются государства региона, не решаются годами. С образованием независимых стран ЦА усилилась децентрализация управления водопроводно-канализационными системами с их передачей в местную муниципальную собственность и переходом к рыночным условиям хозяйствования. Это повлекло за собой серьезные организационно-экономические, финансовые и институционально-правовые вызовы.

ЕАБР
Фото ЕАБР. Расход воды растет, но ее все равно не хватает

Основные услуги по водоснабжению и санитарии в городах Центральной Азии оказываются на относительно высоком уровне. Всего 918 тысяч жителей городов не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Сложности в городах связаны с непосредственным подключением к водопроводным сетям и системам канализации.

Основные проблемы с доступом к безопасной питьевой воде испытывает сельское население региона.

Кроме того, у государств отсутствуют источники финансирования, модернизации и капитального ремонта систем водоснабжения и канализации. Это все привело к ухудшению технического состояния инфраструктуры водоснабжения и превышению сроков ее амортизации и обновления, осложняет соблюдение технологического режима работы систем и обеспечение высокого качества питьевой воды. Потери воды в коммунально-бытовом секторе ЦА составляют от 30 процентов в Казахстане до 55 процентов в Туркменистане.

Еще одна проблема, которую выделяют авторы исследования, — тарифы на питьевую воду. В центральноазиатских городах они находятся на уровне самых низких в мире и зачастую ниже уровня себестоимости.

«Критическое значение для сектора имеют климатические изменения, повышенный спрос на воду в результате роста населения и быстрой урбанизации, устаревающая инфраструктура, качество и мониторинг воды, неадаптированная практика управления. Значительные вызовы, стоящие перед сектором, свидетельствуют о необходимости инвестиций в водоснабжение, санитарию и гигиену в Центральной Азии. На 2025-2030 годы региону не хватает более $12 миллиардов финансирования, или порядка $2 миллиардов ежегодно», — отмечает главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

Какова ситуация в Кыргызстане

В Кыргызстане большая часть городских систем водоснабжения, построенная до 1980-х, достигла свыше 70 процентов физического износа и требует неотложных восстановительных работ. На сельских водопроводах износ составляет более 40 процентов, а срок службы превышает 30 лет.

В 262 селах система питьевого водоснабжения построена до 1970 года, в 567 — до 1990-го.

Централизованным водоотведением обеспечено менее 29,1 процента населения республики, и эта проблема до сих пор не нашла решения. Для городов этот показатель составляет 64,1 процента, а в регионах он не превышает 10 процентов. В некоторых населенных пунктах имеются действующие системы водоотведения, но из-за превышения сроков эксплуатации и недостатка капитальных вложений они находятся в состоянии, требующем реабилитации или нового строительства. В Бишкеке и Оше 23 процента населения не имеют доступа к сетям водоотведения, а в пяти крупных и во всех малых городах и районных центрах они отсутствуют (МЮ КР, 2020).

Население в сельской местности фактически обеспечено канализацией в девять раз меньше, чем в городах.

Кроме того, одной из серьезных проблем является содержание систем питьевого водоснабжения, построенных за счет средств внешних финансовых доноров. Такие водопроводы быстро выходят из строя: постоянно действующей службы эксплуатации, которая  контролировала бы техническое состояние, нет, и финансирование на их содержание отсутствует. Многие системы питьевого водоснабжения с забором воды из поверхностных источников поставляют потребителям воду ненадлежащего качества. Большинство водоочистных сооружений не функционируют должным образом.

Для всеобщего доступа населения страны к питьевой воде и системам водоотведения необходимы инвестиции. В Кыргызстане на 2025-2030 годы потребность в финансировании сектора водоснабжения составляет $1,5 миллиарда, в среднем в год — $250 миллионов. Предусмотрено в два раза меньше — финансирование в $768 миллионов, в среднем в год это составляет $128 миллионов.

Как избежать водного стресса

Потребности в воде в государствах Центральной Азии в будущем могут быть обеспечены только за счет рационального и экономного использования доступных водных ресурсов, поддержания водохозяйственной инфраструктуры в удовлетворительном состоянии и привлечения на эти цели необходимых инвестиций. При этом на национальном уровне необходимо осуществлять адаптацию к климатическим изменениям, а также укреплять региональное сотрудничество в сфере совместного использования и охраны трансграничных речных бассейнов.

Перед странами ЦА стоит вызов — найти финансирование в сектор водоснабжения и водоотведения.

«Я хотел бы выделить три решения, которые могли бы содействовать обеспечению необходимых инвестиций. Во-первых, сократить разрыв можно за счет более активного привлечения финансовых ресурсов международных финансовых организаций, многосторонних банков развития, агентств развития и других. Потенциал этих организаций для финансирования сектора в Центральной Азии значителен. На сектор водоснабжения и водоотведения отводится всего 6 процентов из всего одобренного этими организациями суверенного финансирования республик ЦА. Кроме того, с появлением благоприятных институциональных условий и частных игроков в секторе есть потенциал и в сегменте корпоративного финансирования», — говорит Евгений Винокуров.

Сектор водоснабжения и водоотведения в Центральной Азии нуждается в частных инвестициях и крупных игроках.

Для этого придется не только изменить структуру собственности и управления, но и создать основы для эффективного функционирования рыночных отношений в этой области. Необходимым становится укрепление институтов государственно-частного партнерства. Рынок услуг в водном секторе повысит конкуренцию и эффективность деятельности компаний.

При наличии сильных институтов ГЧП частные предприятия-операторы с большей вероятностью согласятся поучаствовать в водном секторе. При их вовлечении страны привлекут инвестиции, инновации, технологии и опыт, необходимые для современного развития отрасли.

«И последнее — растет необходимость в совершенствовании тарифной системы. С учетом крайне низкого уровня тарифов на воду в регионе государства могут частично повысить тарифы для обеспечения финансовой устойчивости предприятий водоснабжения и водоотведения. Это поможет стимулировать инвестиции в развитие инфраструктуры и повысить качество услуг. Однако, согласно международному опыту, в секторе важно будет разработать эффективные механизмы государственной поддержки в форме субсидий и льготного кредитования, а также механизмы целевых субсидий малообеспеченных и социально незащищенных групп населения», — заключил главный экономист ЕАБР.

Популярные новости
Бизнес