07:53
USD 87.00
EUR 90.59
RUB 0.87

Правый руль - ненужный хлам?

Отныне в Кыргызстане запрещены ввоз и регистрация праворульных авто. Транспорт с «неправильным» расположением руля стал вне закона. В борьбе за безопасность на дорогах чиновники, а с ними и депутаты не увидели юридической коллизии. В результате владельцы уже ввезенных в страну до запрета праворулек больше не смогут их оформить.

Все больше и больше

В Кыргызстане насчитывается 182 тысячи 897 праворульных машин. Это примерно 27 процентов от общего числа автомобилей. Любовь водителей эти машины снискали благодаря относительно низкой цене и хорошим техническим характеристикам.

«Раньше мы регистрировали по 3 тысячи таких авто в год, а в последние несколько лет – более 50 тысяч. В 2014 году 44 процента от всех зарегистрированных машин в стране – праворульные», - заявил на пресс-конференции начальник Бишкекского отдела по регистрации автомототранспортных средств и водительского состава ГРС Мухтар Джунушев.

Это и стало поводом для ограничения числа «неправильных» автомобилей. В последние годы только праворульные машины и винили во всех бедах на дорогах. Министерство внутренних дел с завидным упорством пыталось лишить «праворульки» привилегий, но депутаты парламента держались.

Праворульки вне закона

В конце 2014 года Министерство внутренних дел вновь внесло в Жогорку Кенеш поправки в Закон «Об автомобильных дорогах». Это не первая и даже не вторая попытка запрета машин с правым рулем управления. Сами автомобилисты, вынужденные объединиться в «Союз правых», заявляли, что такие инициативы исходят от тех, кто лоббирует автомобильный бизнес. В том числе от депутатов и чиновников, которые ввозят в Кыргызстан леворульные машины.

Несколько раз водители праворулек успешно отстаивали свои права. А первым тревожным звоночком стало решение о том, что автомобили с правосторонним расположением рулевого управления нельзя использовать для частного извоза. Водители, конечно, устраивали акции протеста, но добились лишь того, что дату запрета передвинули на 1 января 2016 года. А впереди у МВД стояла более масштабная цель – добиться полного запрета на ввоз в страну такого транспорта.

Главный козырь МВД в борьбе за запрет праворулек – они источник повышенной опасности. Именно их сочли главным злом кыргызских дорог. Доводы депутатов о том, что проблема не в расположении руля, а в том, кто управляет машиной, прошли мимо ушей чиновников. Был лишь один здравый аргумент, который озвучили гаишники. Если не запретить ввоз в страну праворульных автомобилей, то через несколько лет пришлось бы менять схему движения с правосторонней на левостороннюю. Учитывая общий уровень вождения отечественных водителей и «знание» ими правил дорожного движения, несложно представить, насколько масштабными могли быть последствия.

Так или иначе, очередная попытка ведомства запретить праворульки оказалась успешной. Министерству внутренних дел удалось протащить через парламент законопроект о запрете на ввоз в Кыргызстан таких авто. Документ долго и бурно обсуждали в парламенте, но все же приняли. Не стал медлить с подписанием документа и президент страны, сделав это 3 марта 2015 года. Вступил же в силу документ 3 июня.

Юридический казус

Меньше чем через месяц после утверждения закона выяснилось, что он не до конца проработан. Министерство юстиции преподнесло бизнесменам, занимающимся продажей праворульных машин, неприятный сюрприз. При обсуждении законопроекта чиновники МВД ясно заявляли, что запрет коснется только тех машин, которые будут ввозиться в страну после вступления закона в силу. Но не тут-то было. Небольшая ошибка, и… под запрет попали все праворульные авто, не оформленные в КР.

Продавцов любезно предупредили, что они должны пройти регистрацию до 3 июня 2015 года. Напомним, в 2014-м в страну ввезли рекордное число автомобилей – более 116 тысяч. Львиная доля – праворульные. Поэтому сообщение о том, что оформить нужно все машины, вызвало панику и недовольство у предпринимателей. Они обратились к властям с просьбой продлить срок регистрации для тех автомобилей, которые импортированы в КР до запрета.

«Тяжелое экономическое положение и кризис в стране повлекли стагнацию в сфере автомобильного бизнеса. У продавцов отсутствуют финансовые возможности оформить автомобили в срок. Все автомобили завезены в срок и растаможены. Со стороны перевозчиков не было просьб о предоставлении отсрочек на таможенное оформление. В ГРС долгое время не могли дать ответ, обнадеживая людей тем, что оформиться можно в любое время, уплатив штраф в 10 расчетных показателей для физических и 20 - для юридических лиц. Официальное разъяснение закона представитель ГРС дал только в конце апреля. Примерно 20 тысяч праворульных машин еще не зарегистрированы. На их регистрацию нужно около 350 миллионов сомов. У большинства людей нет средств на оформление автомобилей в данный момент», - взывали к совести чиновников бизнесмены.

Но власти осталась глухи к призывам.

Ошибочка вышла

Ошибку все же признали. Но с опозданием. На заседании парламента 28 мая 2015 года народные избранники обратили внимание на нестыковки в обещаниях и реальности. За неделю до вступления в силу закона они заговорили… о необходимости поправок. Один из нардепов, Дастан Бекешев, даже записал по этому поводу видеообращение.

«Я изначально выступал против закона о полном запрете на ввоз в КР праворульных автомобилей. Я предлагал «бороться» с ними путем увеличения таможенных пошлин. Но поскольку закон принят, нам придется с ним согласиться. К сожалению, в законе есть одна ошибочка. Она запрещает регистрировать машины, ввезенные до вступления закона в силу. Простой юридический казус. Если человек не успел оформить авто, он, являясь собственником машины, не может ее использовать. Многие автовладельцы так и не успели оформить машины. Я разработал законопроект, который предлагает оставить запрет на ввоз праворульных авто, но разрешить регистрацию ввезенных до запрета», - рассказал Дастан Бекешев.

Вроде и спасибо надо бы сказать. Хоть какая-то поддержка. Да язык не поворачивается. Хочется задать и чиновникам, и депутатам один вопрос: о чем они думали, когда принимали первый вариант закона? Он прошел экспертизу в Министерстве юстиции. Его изучали юристы Жогорку Кенеша, правительства, президента, и никто не увидел ошибки? А может, не захотел?

Элитный металлолом

Предприниматели, конечно, попытались зарегистрировать свои машины. С 1 по 3 июня 2015 года в Бишкеке зарегистрирована 1 тысяча 585 праворульных машин. В Бишкекском отделе регистрации автомототранспортных средств и водительского состава поставлено на учет 874 машины, из которых 813 - праворульные. На авторынке «Риом» регистрацию прошли 825 транспортных средств, из них 772 - авто с правосторонним рулем управления.

Но большая часть таких машин, предназначенных для продажи, так и осталась без номеров. Представители ГРС поспешили сообщить, что теперь эти автомобили – ненужный металлолом. Регистрировать их не будут. К тому же, по данным ГРС, регистрацию прошли 90 процентов ввезенных автомобилей.

Но владельцы незарегистрированных праворульных машин сдаваться не собираются. Они создают инициативные группы. Люди хотят обратиться в правительство и Жогорку Кенеш, чтобы добиться продления срока регистрации. Идею вроде как поддержал и вице-премьер-министр Абдырахман Маматалиев. Но на все это нужно время. У депутатов парламента с начала июля каникулы, а потом осенние выборы. Вспомнят ли о чаяниях бизнеса в пылу предвыборных баталий? И захотят ли новые народные избранники исправлять ошибки коллег?

Популярные новости
Бизнес
26 декабря, четверг
25 декабря, среда