10:55
USD 89.51
EUR 97.50
RUB 0.97

Как «Эйр Кейтеринг» вела бизнес вопреки правилам и безопасности

Разбирательство между ОАО «Международный аэропорт «Манас» и компанией «Эйр Кейтеринг» продолжается не первый год. Но точка в вопросе до сих пор не поставлена. И вместо переговоров одна из сторон только очерняет другую, забывая о собственных нарушениях.

Как заработать на обмане

На прошлой неделе в СМИ вновь появилось обращение руководства ОсОО «Эйр Кейтеринг». Владельцы компании пытались убедить общественность, что в аэропорту «Манас» назревает коррупционный скандал. На свет вновь вытащили историю двухлетней давности о якобы незаконном закрытии их бизнеса.

«Заявление ОсОО «Эйр Кейтеринг» о коррупционном скандале в аэропорту «Манас» не соответствует действительности. ОАО «МАМ» открыто сообщает, что руководители компании ОсОО «Эйр Кейтеринг» вводят общественность в заблуждение, распространяя информацию о якобы коррупционном скандале в аэропорту «Манас», — подчеркнули в пресс-службе аэропорта.

Чтобы подтвердить свои слова, в «Манасе» еще раз напомнили, как создавалось ОсОО «Эйр Кейтеринг» и почему с ним было так много проблем.

Двадцать девятого мая 2012 года ОАО «Международный аэропорт «Манас» и ОАО «Авиакомпания «Кыргызстан» (ОАО «Эйр Кыргызстан») заключили договор аренды земли на участок площадью 1 тысяча 803,5 квадратных метра. Предполагалось, что на этой территории разместят инженерно-авиационную службу авиакомпании.

Но в январе 2015-го выяснилось, что на части арендованного участка работает цех бортового питания ОсОО «Эйр Кейтеринг». Какого-либо договора на аренду или субаренду земельного участка с этой компанией не заключалось.

Более того, ОсОО не обращалось в бишкекский филиал аэропорта «Манас» за получением пропусков для прохода ее сотрудников на контролируемую территорию Международного аэропорта «Манас». Работники ОсОО «Эйр Кейтеринг» проходили на территорию аэропорта как сотрудники ОАО «Эйр Кыргызстан».

Тогда руководство аэропорта «Манас» не стало чинить препятствия для работы цеха бортового питания. А ведь могло бы — арендаторы нарушили целевое назначение участка. 

В ОАО «МАМ» пошли навстречу бизнесу и заключили с ОсОО «Эйр Кейтеринг» отдельный договор аренды земли.

В нем было четко указано, что участок предоставлен ОсОО «Эйр Кейтеринг» исключительно с целью организации бортового питания для ОАО «Эйр Кыргызстан». Но условия договора аренды в очередной раз были нарушены: стало известно, что компания поставляет бортовое питание и другим авиакомпаниям.

О безопасности даже не слышали

Причиной расторжения договора с ОсОО «Эйр Кейтеринг» стало не только нарушение условий аренды. Причины у ОАО «МАМ» были более веские. Касались они вопросов обеспечения безопасности на объекте, безопасности воздушных судов и пассажиров, для которых компания поставляла бортовое питание.

В договоре было четко прописано, что представители ОАО «Международный аэропорт «Манас» могут проверить порядок использования арендованного участка. В июне и сентябре 2016 года ОАО «МАМ» инициировало такую проверку.

При проверке в июне 2016-го выявились факты грубого нарушения норм авиационной безопасности.

В первый раз ОсОО «Эйр Кейтеринг» пошли навстречу и дали возможность устранить недостатки, чтобы компания спокойно работала.

Но повторная проверка показала, что ничего не изменилось. «Эйр Кейтеринг» даже не собиралась следовать установленным правилам.

Так, представителям ОАО «МАМ» не представили программу авиационной безопасности. В этом документе должны были быть четко обозначены меры контроля в целях безопасности для предотвращения несанкционированного доступа в помещения, а также проноса оружия, взрывных и других опасных устройств в самолет вместе с бортовым питанием. Не организован досмотр персонала, работающего в цехе бортового питания.

А ведь цеха бортового питания отнесены к зоне наивысшего риска, в которых, кроме контроля доступа, применяются и другие меры безопасности. Но ни одну из этих мер «Эйр Кейтеринг» не применила.

Проще говоря, компания работала на стратегическом объекте, но гарантировать безопасность не могла. На территории цеха бортового питания не было персонала, контролирующего продукцию цеха, которую поставляют на воздушные судна.

Кроме того, в ходе проверки были обнаружены незаполненные бланки осмотра бортового питания санитарным врачом. Бланки были не заполнены, но на них присутствовали подпись и печать санитарного врача Сооронбека Ташкенова. Но у этого человека не было пропуска для прохода на территорию ОАО «МАМ».

Санитарный врач даже не был на территории цеха бортового питания ОсОО «Эйр Кейтеринг», но своей подписью заверил, что продукция соответствует нормам.

Арендную плату ОсОО «Эйр Кейтеринг» тоже не платило вовремя. Но ОАО «МАМ» и тут пошло навстречу и не инициировало вопрос о расторжении договора аренды. Компании дали время устранить нарушения, но этого так и не было сделано.

Работайте вне аэропорта

В сентябре 2016 года ОАО «МАМ» пришлось созвать заседание аэропортового комитета. Члены комитета решили сами проверить, как организована работа в цехе бортового питания ОсОО «Эйр Кейтринг». Еще раз напомним, что проверка прошла в июне. У компании было 2,5 месяца, чтобы устранить все недостатки.

Но посещение цеха аэропортовым комитетом показало, что ничего не изменилось. В итоге принято решение приостановить деятельность ОсОО «Эйр Кейтеринг» до тех пор, пока компания не приведет свою деятельность в соответствие со стандартами авиационной безопасности и не устранит нарушения, указанные в акте проверки. Компании вновь дали шанс на исправление. И она снова его не использовала.

В обращении ОсОО «Эйр Кейтеринг» заявляет, что у ее сотрудников забрали пропуска. Но на самом деле пропуска получало ОАО «Эйр Кыргызстан», а не цех бортового питания. Более того, направлялись письма от имени ОАО «Эйр Кыргызстан» с просьбой выдать пропуска для автомашин и спецтехники с правом выезда на перрон. Но проверка показала, что и эти машины принадлежали ОсОО «Эйр Кейтеринг».

Это обстоятельство и послужило основанием для изъятия пропусков у лиц, числящихся сотрудниками ОАО «Эйр Кыргызстан», но задействованных на объектах цеха бортового питания ОсОО «Эйр Кейтеринг».

Когда «Эйр Кейтеринг» не выполнила предписания, договор с ней окончательно расторгли в одностороннем порядке.

Вот тогда-то компания и начала писать жалобы во всевозможные инстанции. В ОсОО посчитали, что их права нарушены. Но Госагентство антимонопольного регулирования, Транспортная и Генеральная прокуратуры подтвердили законность действий ОАО «МАМ.

«Руководство ОАО «Международный аэропорт «Манас» не против ведения бизнеса ОсОО «Эйр Кейтеринг» в любом месте Кыргызстана, если у них есть все соответствующие документы — лицензия на наземное обслуживание воздушного судна Агентства гражданской авиации КР, сертификат соответствия Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики КР, заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие. Но на территории ОАО «МАМ» это невозможно, так как компания не выполняет обязательства», — заключили в аэропорту «Манас».

Бизнес