Операторы связи вносят огромный вклад в развитие страны, внедряя современные технологии в виде персонификации мобильных абонентов, электронной коммерции и мобильных платежей. Об этом вчера, 22 апреля, заявил президент Сооронбай Жээнбеков в Оше на первом телекоммуникационном форуме «Цифровой Кыргызстан: развитие регионов».
Сфера телекоммуникации как ведущая индустрия первой внедряет новые технологии: широкополосный доступ 4G, мобильную коммерцию, мобильное телевидение, Big Data, интернет вещей. Но основной вклад, который вносят мобильные операторы, — это обеспечение всеобщего доступа к высокоскоростному мобильному 4G-интернету.
Как было указано президентом Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбековым к Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан — 2019-2023»: «...Важным приоритетом являются цифровые факторы, которые станут основополагающими элементами цифровой трансформации. Одним из факторов является строительство инфраструктуры международного уровня. В первую очередь следует обеспечить всеобщий широкополосный доступ в интернет на всей территории республики...».
Всеобщий доступ в интернет позволяет улучшить качество жизни населения, создает благоприятные условия для получения образования, развития бизнеса и доступа к цифровым услугам в регионах.
На сегодня Мобильный оператор О! обеспечил ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ОХВАТ СЕТИ 4G по всей стране. Благодаря этому Кыргызстан занимает лидирующую позицию среди стран СНГ.
Проделана колоссальная работа — охват населения мобильным высокоскоростным 4G-интернетом сегодня составляет 94 процента. Порядка 6 миллионов кыргызстанцев получили доступ к инновационной технологии от О!.
Капитальные инвестиции Мобильного оператора О! в развитие сети за три года составили более 65 миллионов долларов США.
Кыргызстан занимает первое место в СНГ и по дешевизне интернета, являясь вторым в мире (после Индии). Средняя стоимость 1 ГБ мобильного интернета в республике составляет всего 0,27 доллара. Для сравнения: в Казахстане — 0,49 доллара за 1 ГБ, в Узбекистане — 3,27 доллара за 1 ГБ.
Рейтинг по охвату и доступности 4G для населения среди ближайших стран по СНГ:
Столь высокое проникновение мобильного широкополосного интернета в стране и его доступность говорят о том, что мобильные операторы республики являются базой для масштабного внедрения инновационной экосистемы и реализации государственной программы «Цифровой Кыргызстан».
Поддержка государства для успешного проведения цифровизации
В рамках проведенного форума состоялись дискуссии о текущих перспективах развития отрасли связи, необходимых мерах государственной поддержки телекоммуникационного сектора. Мобильные операторы, будучи основополагающим фундаментом процесса цифровизации, должны ускоренными темпами продолжать развитие своих сетей и осуществлять подготовку к внедрению технологии 5G, развивать инновационные услуги электронной коммерции.
Для выполнения данных задач необходимы:
- создание благоприятных условий и внесение изменений в нормативно-правовую базу;
- внедрение механизмов стимулирования мобильных безналичных платежей, в том числе с использованием электронных кошельков;
- рассмотрение объектов связи мобильных операторов как обязательной составной части городской и сельской инфраструктуры;
- ускорение получения разрешительных документов.
«Мой О!» — мобильная экосистема
Мобильный оператор О! совместно с «Грин Телеком Сервис» одним из первых в 2017 году обеспечил доступ абонентам О! к мобильному финансовому сервису — электронному кошельку «О!Деньги»*, а сегодня он входит в единую экосистему мобильных услуг для абонентов — «Мой О!».
Мобильное приложение «Мой О!» — это одновременно и электронный кошелек, и личный кабинет, и онлайн-магазин O!Store. Пользователи «Мой О!», не выходя из дома, могут:
- пополнять баланс мобильного телефона;
- совершать безналичные платежи через кошелек «О!Деньги»;
- оплачивать штрафы в системе «Безопасный город»;
- оплачивать более 300 услуг, в том числе коммунальные;
- управлять своими услугами и тарифами;
- совершать покупки в интернет-магазине O!Store;
- добавлять и использовать банковские карты.
Мобильный электронный кошелек «О!Деньги» интегрирован с Национальной платежной системой «Элкарт», что стимулирует развитие безналичных платежей во всех регионах страны.
Пилотный проект О! по удаленной цифровой персонификации абонентов
На мини-Экспо Мобильный оператор О! предложил участникам форума новый проект цифровой персонификации абонентов, не требующий бумажных процедур. Это простое мобильное приложение с удобным интерфейсом, в котором можно пройти персонификацию и зарегистрировать SIM-карту самостоятельно или с помощью торгового представителя оператора.
Весь процесс занимает всего пару минут:
- В приложении вводится номер телефона SIM-карты, а система проверяет, свободен ли он.
- В приложении фотографируются паспорт с обеих сторон (ID-карта), абонент с паспортом и сама SIM-карта.
- Система автоматически сверяет лицо абонента с фотографией в паспорте.
Все сведения из приложения сохраняются в базе данных оператора.
В случае внедрения данного проекта это даст возможность использовать цифровую персонификацию мобильных абонентов для доступа к любым цифровым услугам, в том числе к порталу государственных услуг и системы «ТҮНДҮК».
О! — мобильный оператор № 1 в Кыргызстане по абонентам, доходам и охвату 4G населения страны.
«НУР Телеком» входит в топ-10 крупнейших налогоплательщиков. Оператором О! за 2018 год выплачено более 1,5 миллиарда сомов в виде налогов и платежей в бюджет.
*Сервис «О!Деньги» предоставляется ОсОО «Грин Телеком Сервис» в рамках доступного перечня услуг. Лицензии НБ КР № 2021030817, 3022030817.
***
Форум организован Ассоциацией операторов связи и проектом ГКИТиС «Digital CASA-КР» при содействии аппарата президента КР во исполнение концепции цифровой трансформации в рамках Года развития регионов и цифровизации страны.