05:45
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Промстройбанк: возрождение легенды

Чего не хватает современному архитектурному Бишкеку? Единого облика. Со времен советского Фрунзе город изменился до неузнаваемости. Тем ценнее крупицы исторических зданий, которые еще остались в столице.

Первый ансамбль

Историко-культурное наследие имеет огромное значение для любого государства. Особое место занимает архитектура. К сожалению, наша страна не может похвастать наличием всемирно известных архитектурных памятников. Это связано с тем, что кыргызы исторически вели кочевой образ жизни. Переезжая с места на место, предки заботились прежде всего о пропитании и скоте, а не об устройстве постоянного местопребывания. Но и в Кыргызстане есть памятники архитектуры, имеющие историко-культурную ценность - башня Бурана, Узгенский комплекс, Таш-Рабат и другие.

Основы современной архитектуры Бишкека заложили в советское время. С 1950-х годов столица советской Киргизии стала превращаться в современный город со своим архитектурным лицом. В 1951 году во Фрунзе началось строительство первого архитектурного ансамбля, задуманного в стиле советского неоклассицизма. Его ядро формировало нынешнее здание мэрии. С западной стороны площади оно замыкалось зданием Министерства заготовок Киргизской ССР, а с восточной – проектным институтом «Киргизгипрострой». Возведение ансамбля завершилось в 1957 году, а само место именовалось Городская площадь.

Это была первая попытка создания архитектурного ансамбля общественных зданий во Фрунзе. Сегодня он включает здание мэрии, Международного университета Кыргызстана, Кыргызской национальной филармонии и Национального банка. Проектированием комплекса и его строительством занимались талантливые архитекторы Евгений Писарской и Владимир Нусов. Они и стали главными зодчими архитектурного облика Бишкека.

Герой нашего времени

Евгений Гаврилович Писарской стал одним из первых почетных граждан Бишкека. Сейчас многие спорят, насколько оправданно присуждение этого звания тем или иным людям. Но Евгений Писарской получил его вполне заслуженно. Ведь не будь этого архитектора и его неуемной энергии, таланта и фантазии, не было бы и самых известных зданий столицы.

По его проектам в парадном стиле возвели здания Политехнического и Торгового техникумов. Сейчас они относятся к Международному университету Кыргызстана и Кыргызскому экономическому университету. Он же автор проекта здания «Киргизпотребсоюза» на Театральной площади. Молодежи это сооружение известно как здание «Аыйл банка». Евгений Писарской придумал архитектуру Дома художника и Дома промышленных министерств на проспекте Чуй (нынешнее здание Министерства экономики). Все это удалось воплотить в жизнь в рекордные сроки – всего за десять лет. Потом в СССР началась эпоха борьбы с излишествами в архитектуре.

На счету Евгения Писарского не только помпезные строения в лучших традициях советского ампира. Он же спроектировал известные не только в нашем городе, но и за его пределами многоэтажки 105–й и 106–й серий. За это стал лауреатом Государственной премии Киргизской ССР в области науки и техники. По оценкам специалистов, от 60 до 70 процентов бишкекчан живут или работают в домах, созданных по проектам Писарского. В том числе в одноэтажном так называемом секторе частной застройки. Евгений Гаврилович разработал и еще одну серию квартир – кирпичную 98-ю. Почему–то прозвали ее «чешской», хотя на самом деле она фрунзенская.

Самое главное здание

При возведении ансамбля на Городской площади большую роль сыграл соратник Евгения Писарского, заслуженный архитектор Киргизской ССР Владимир Ефимович Нусов. Он приложил немало усилий, чтобы сделать запоминающимся архитектурный стиль не только Фрунзе, но и всего Кыргызстана.

По проектам Владимира Нусова построены Дворец пионеров, здание ипподрома, библиотека имени Чернышевского, здание Педагогического института и центральная площадь в Оше, другие сооружения по всей республике. Он является автором проекта здания Министерства сельского хозяйства Киргизской ССР, строительство которого завершилось в 1958 году. Здание являлось неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Городской площади, а сама площадь – визитной карточкой Фрунзе с изображением на почтовых открытках.

Фасады здания выполнены в стиле классицизма с использованием колонн с капителями и базами, арочными оконными проемами. Главный вход акцентирован крупным четырехколонным портиком высотой в три этажа и сдержанным лепным декором. Вскоре после сооружения Министерство сельского хозяйства переехало в новое здание. С 1984 года оно принадлежало «Кыргызпромстройбанку», а затем «АзияУниверсалБанку».

Новая жизнь через 60 лет

За более чем полувековую историю состояние здания сильно ухудшилось и нуждалось в капитальном ремонте. Иначе город мог потерять свою визитную карточку. Здание является архитектурным сооружением, имеющим историко-культурную ценность. Поэтому все реставрационные работы здесь должны проходить согласование со специалистами по вопросам архитектуры и строительства.

Первая попытка восстановить былое величие творения Писарского и Нусова была в 2009 году. Именно тогда владелец здания прошел все необходимые процедуры, начались ремонтно-реставрационные работы. Однако после апрельских событий 2010 года «АзияУниверсалБанк» прекратил существование, приостановили и реставрацию.

После нескольких лет ожидания и постепенного разрушения, в 2012 году здание перешло в ведение Национального банка КР. Позднее его руководство и решило провести реставрацию и капитальный ремонт. План работ заново согласовали со специалистами Научно-исследовательского проектного института «Кыргызреставрация» при Министерстве культуры, информации и туризма республики.

Работы предстояли серьезные. Например, за годы забвения кровля здания прогнила. Ее пришлось полностью обновлять. Теперь она металлическая. Завершающая фаза реставрационных работ началась в 2015 году. За это время проведены новые отопительные и водопроводные сети, вентиляционная система, современная система пожарной безопасности. Всего восстановлены помещения площадью около двух тысяч квадратных метров.

Особое значение придавалось внешней отделке здания. Ведь важно было не только «освежить» стены, но и сохранить исторические базы, капители, малые архитектурные формы в том виде, в котором их привыкли видеть горожане. Задумка удалась. Оригинальное цветовое решение внешнего вида здания сохранилось практически полностью. Официально его открыли 10 мая 2016 года, когда праздновался День банковского работника страны.

Сегодня здание радует глаз. Оно вновь подчеркивает целостность исторической части города и архитектурного ансамбля, созданного много лет назад Евгением Писарским и Владимиром Нусовым.

Бизнес