Идеология… Слово вызывает ухмылку или настороженность у старшего поколения, которое еще застало времена Советского Союза. Можно долго спорить, плохая была она или хорошая, но то, что была и работала, не вызывает сомнений. Мы отказались от нее, но, как показывает жизнь, ее отсутствие не дало ожидаемой свободы. Пустой сосуд бесполезен, поэтому его все равно что-то заполнит – либо бессмысленная пыль, либо идеи, но уже чужие, инородные, зачастую опасные.
Дурманом сладким веяло
Пожалуй, первым, что попыталось заполнить освободившееся от советской идеологии место, стала религия. Она всегда была рядом, и всегда были те, кто находил в ней утешение. Но государство даже к этому не оказалось готовым. Одно время было модным ходить в храмы и водить за собой толпы журналистов, но вера напоказ долго не продержалась. Зато дарованная свобода позволила отстроить в Кыргызстане сотни мечетей, впустила в страну секты и нетрадиционные течения.
Одна из наиболее известных организаций, которая пустила корни в республике и процветает, – экстремистская «Хизб ут-Тахрир». Ее сторонников ловят и сажают, но организация продолжает шириться и не испытывает недостатка в пополнении. Официальные же структуры ислама пока не могут противопоставить чужеродным идеям ничего вразумительного.
Новым веянием в этом плане стало «Исламское государство», которое ведет боевые действия на Ближнем Востоке и собирает со всего мира сторонников, предлагая не очень сложную идеологию о мировом джихаде. Тут можно вспомнить идею мировой коммунистической революции. Под ее флагами в мире натворили ой как много дел.
Граждане КР, давно живущие в идеологическом вакууме, в стороне от призывов ИГ не остались. Как заявил в интервью одному из местных СМИ руководитель департамента МВД КР по борьбе с организованной преступностью Рафик Мамбеталиев, «кыргызстанцы присоединяются к боевым группировкам в Сирии, таким как ИГ, по причинам идеологического характера, нежели из-за финансового вознаграждения». Хотя и последнее, по его словам, имеет серьезное значение.
Но все-таки надо признать, что хоть число верующих в Кыргызстане и выросло в разы, религия не стала столь массовым явлением, чтобы предложить себя государству в качестве основной идеологии.
Прививка демократии
Вслед за религией овладеть умами и сердцами кыргызстанцев попыталась западная демократия. В страну хлынули эмиссары различных правительственных и неправительственных организаций из Европы и Америки. Их слова о свободе всего и вся были понятны и притягательны, но, взятые на вооружение государством, быстро выродились в нечто эфемерное, не касающееся обыденной жизни.
В итоге понятие гражданских и политических свобод в Кыргызстане трансформировалось и приобрело собственное звучание. Зачастую с ними вовсе не связанное. Потому у нас и появляются некие группировки типа «Кырк чоро», в которых культивируется идея «кто виноват», а «не как помочь стране». Национализм пытаются представить патриотизмом, разрушение - выдать за созидание, безграмотность – за независимую позицию. И ищут, ищут, ищут тех, кто же виноват в проблемах страны. Зачастую лишь для того, чтобы элементарно скрыть собственные просчеты и ошибки.
А многие кыргызстанцы давно поняли, что демократия для них заканчивается в приемной даже самого незначительного чиновника.
По наклонной
Нельзя сказать, что государство не пыталось хоть как-то заполнить идеологический вакуум. К сожалению, пока ничего вразумительного предложить не смогло. Попытка выстроить идеологию на истории предков, том же героическом эпосе «Манас», фактически провалилась. Да, в каждой школе повесили плакаты с его заповедями, установили на площади Ала-Тоо новый памятник и выразили намерение ввести в школьную программу предмет «Манасоведение»… Пожалуй, дальше этого чиновники и не пойдут. Да и сомнительно, что Манас сможет конкурировать в сознании школьников с современными героями – Человеком-Пауком, Бэтменом и прочими. Тем более что они всегда рядом - стоит включить телевизор или пойти в кинотеатр. Да и грустную шутку советских времен забывать не стоит: хочешь, чтобы писателя возненавидели, включи его в школьную программу.
Отсутствие системной работы, некомпетентность, элементарное непонимание чего делать-то привело к ущербности духовной и культурной сфер. Хуже того, мы получили новые проблемы, так и не решив прежних. Например, сейчас страну захлестнуло насилие над детьми. Кто-то пытается найти его корни в школе и семье либо представить как неординарные, но единичные случаи. Хотя давно надо признать, что болен весь организм, а не отдельные его органы.
«Сейчас мы должны остановить волну безобразия, которая захлестнула страну. Многие относятся к этой проблеме как к правовой, но я настаиваю на том, что это цивилизационная, культурная проблема. Общество деградировало», - заявила на одном из совещаний глава Правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
Да не услышаны будут
Общество больно и разобщено. И, похоже, не представляет, как навести порядок в доме. А государственные институты практически утратили доверие населения. Потому не стоит удивляться, что все патриотические или псевдопатриотические лозунги сейчас вызывают у многих либо скептические ухмылки - в лучшем случае, либо глухое раздражение с желанием пойти разгромить и сжечь акимиат – в худшем. Любая, даже здравая идея, но исходящая от руководства страны, не находит должного отклика. Проще говоря, все меньше тех, кто добровольно готов идти за нашими политиками на баррикады.
И до сих пор ведь непонятно: куда страна движется? Какие у нас цели? Программы, которые постоянно выходят из-под пера чиновников, ответов не дают. За голыми цифрами и избитыми фразами о грядущем процветании ничего нет. Да и неинтересны они простым людям, которые хотят видеть реальные изменения не на бумаге, а в жизни. Ведь строительство одной школы в селе может сказать гораздо больше, чем многочасовые выступления тех же парламентариев или других государственных мужей. Но реальных дел в Кыргызстане по-прежнему гораздо меньше, чем пустой болтовни. Потому не стоит удивляться, что нищие духом все чаще находят утешение на стороне.