Кыргызские чиновники давно перестали жить в объективной реальности. Накануне свою отрешенность от происходящего на дорогах безобразия продемонстрировало Министерство транспорта и коммуникаций.
Все началось в стенах парламента. В предвкушении грядущих выборов народные избранники все чаще вспоминают о чаяниях народа. На заседании комитета по экономической и фискальной политике о насущном заговорил депутат Замир Бекбоев. Он услышал слова премьер-министра Темира Сариева о необходимости изыскать резервы для пополнения скудной государственной казны и принял их как руководство к действию.
«Бюджет Кыргызстана ежегодно теряет $30 миллионов на трассах Бишкек - Ош и Бишкек – Нарын – Торугарт. Обе дороги платные. Однако большая часть средств идет мимо кассы. До $30 миллионов зарабатывается на весогабаритном контроле. Если его автоматизировать, все будет фиксироваться: номер машины, скорость, когда прошла. Это касается коммерческого транспорта», - предложил Замир Бекбоев.
Ничего нового и сверхъестественного нардеп, конечно, не придумал. Он лишь констатировал известный факт. Водители большегрузов десятки лет платят за проезд по дорогам общего пользования на пунктах весогабаритного контроля. Не раз большие ставки за проезд по дорогам международного значения становились причиной митингов. После одной из революций недовольные водители разрушили пункт весогабаритного контроля на автодороге Бишкек - Ош в селе Сосновке Жайылского района. Но позже его восстановили. Водителям пообещали работать честно и прозрачно. С тех пор недовольства по этому поводу не было. Но проблема осталась.
Однако в Министерстве транспорта и коммуникаций КР наотрез отказываются признавать факт сборов с большегрузов за проезд по дорогам. Вот и на сей раз после высказываний Замира Бекбоева пресс-служба ведомства разродилась заявлением.
«Доводы депутата Замира Бекбоева о том, что средства «идут мимо кассы», а не в бюджет страны, не соответствуют действительности. Размер сбора за взвешивание и измерение общей массы, осевой нагрузки, размеров и других линейных параметров транспортных средств, следующих по автодорогам общего пользования КР, составляет 250 сомов за единицу автотранспортного средства», - заявили в Департаменте весогабаритного контроля.
И тут же отчитались, что на автодороге Бишкек - Ош три пункта весогабаритного контроля - в селах Сосновке и Джаны-Арыке, в городе Кара-Куле. В 2014 году за проезд по автодороге водители большегрузных машин заплатили в бюджет 16 миллионов 210,5 тысячи сомов ($270,1 тысячи). На автодороге Бишкек – Нарын - Торугарт два пункта весогабаритного контроля - в городе Кемине и селе Ат-Баши. Сумма сборов составила 4 миллиона 674,6 тысячи сомов ($77, 9 тысячи).
«Департамент регулярно проводит хронометраж интенсивности движения транспортных средств с выездом на посты весового контроля. На постах есть камеры видеонаблюдения, работающие и в режиме онлайн. Эти мероприятия практически исключают возможность хищения сборов. Министерство транспорта и коммуникаций ведет переговоры с донорами о строительстве автоматизированных пунктов сбора средств за проезд по дорогам общего пользования. В частности, Всемирный банк готов выделить на проект около $1,3 миллиона для оснащения пунктов весогабаритного контроля в Сосновке и Кемине», - рассказали в Минтрансе.
Вроде все чинно и благородно. Если бы не одно «но». О сборах за проезд большегрузов по дорогам Бишкек - Ош и Бишкек – Нарын - Торугарт знают не только депутаты парламента. Есть и в кабинете министров чиновники, которые знакомы с ситуацией. Так, о существовании сборов и их реальных размерах накануне говорил и министр экономики КР Олег Панкратов. Ведомство предложило создать в Кыргызстане национальную систему взимания сборов за проезд по дорогам общего пользования грузового, грузопассажирского транспорта и автомобилей представителей иностранных государств.
«Мы исходили из того, что за дорогу должен платить тот, кто наносит ей больший вред. Сбор предлагается сделать универсальным. То есть в него будет включен сбор за проезд со специальным и неделимым грузом, плата за загрязнение окружающей среды машинами иностранных государств. Нелегальные сборы за проезд по дорогам Бишкек - Ош и Бишкек – Нарын - Торугарт составляют $300-500. Взимание дополнительных сборов может привести к социальным протестам. Однако мы рассчитываем, что после установки оборудования такая практика прекратится», - признался Олег Панкратов.
Что тут еще добавить? Пожалуй, только напомнить чиновникам Министерства транспорта и коммуникаций о поручении главы правительства работать при необходимости 24 часа в сутки. Используйте дополнительные рабочие часы с пользой - наведите порядок на дорогах. Глядишь, и отыщутся так необходимые бюджету дополнительные источники дохода.