Сменные аккумуляторы снова появятся в смартфонах и на других устройствах. Об этом сообщает Hackaday.
Напомним, еще недавно практически любой гаджет имел аккумуляторный отсек, открыв который, каждый пользователь мог извлечь и поменять батарею. Хотя сейчас большинство смартфонов и других устройств используют АКБ без возможности замены, ситуация обещает поменяться очень скоро — сначала в Евросоюзе. Местные парламентарии проголосовали за закон об использовании сменных аккумуляторов, вступающий в силу в 2024 году.
Поскольку сейчас большинство устройств оснащается довольно «долгоживущими» литиевыми аккумуляторами, производители предпочли полностью лишить пользователей возможности их самостоятельной замены — до соответствующих отсеков обычно не добраться без специальных инструментов и особых навыков. Новый закон коснется самого широкого круга электроники, от смартфонов до электроскутеров.
Хотя устройства без возможности самостоятельной замены часто компактнее, тоньше и во многих случаях водонепроницаемы, они имеют ряд недостатков. Фактически относительно недорогие модели чаще проще и дешевле выбрасывать, чем относить в ремонт, хотя в прежние времена можно было бы обойтись покупкой нового аккумулятора и заменить АКБ самостоятельно за пару минут.
Новый закон ЕС прямо предписывает, чтобы аккумуляторы можно было легко менять и утилизировать — речь идет о всевозможной электронике, включая «легкие транспортные средства» вроде электровелосипедов и электросамокатов. К первому января 2024 года конструкция подобных устройств должна предусматривать замену с использованием «базовых и общедоступных инструментов», позволяющих замену «без ущерба электронике и устройствам». Дополнительно производители должны будут предоставлять документацию с описанием процедуры извлечения и замены АКБ — она должна быть опубликована в Сети на протяжении всего расчетного жизненного цикла устройства.
Новшества будут способствовать и плану ЕС по борьбе с электронными отходами. В частности, в его рамках к концу 2023 года страны-участницы должны собирать не менее 45 процентов отработавших свое аккумуляторов, а к концу 2030 года — до 80 процентов.