Одно из самых успешных спортивных объединений в Кыргызстане - Федерация легкой атлетики. Сплоченная команда, несмотря на трудности, регулярно дает результат. Кыргызстанцы блистают на чемпионатах Азии, марафонах, Всемирной универсиаде. Из четырех лицензий на Олимпиаду-2016, которые есть у КР, три завоевали бегуньи. В интервью ИА «24.kg» президент федерации Канат Аманкулов рассказал, что кроется за успехами легкоатлетов, возможны ли проблемы с допингом, и на что рассчитывать на ОИ.
Эпоха стабильности
- Канат Маратович, у руля федерации вы 11-й год. Многого добились?
- У нас появилась стабильность. На качественный уровень вышли отношения с международной федерацией (IAAF), перед которой мы регулярно отчитываемся. Кыргызстанцы всегда участвуют в церемониях награждения лучших атлетов, организуемых IAAF. За все это время не было года, чтобы с чемпионатов Азии мы вернулись без медалей. В этом плане среди представителей олимпийских видов спорта мы в лидерах, уступая, может, только борцам.
Наш вид развивается в регионах, и на крупные турниры в Бишкек постоянно приезжают до 400 ребят. Удерживаем в строю опытных тренеров. Ежегодно 2-4 наставника ездят в Москву повышать квалификацию. Специалисты из-за рубежа проводят у нас мастер-классы и семинары.
Государство обеспечить нас всем необходимым не может. Бывшие легкоатлеты не помогают. Выделяем личные средства, привлекаем помощь частных инвесторов и друзей. За эти годы на развитие легкой атлетики затрачено около $800 тысяч внебюджетных средств. Помогает IAAF, от которой мы добились ежегодной выплаты грантов.
Наш вид – самый массовый и доступный. Он предполагает минимум затрат и максимум пользы для человека. Не считая любителей, по республике активно занимаются около 1,5 тысячи человек.
- Хватает баз для тренировок и состязаний?
- С весны по осень базируемся на стадионе имени Д.Омурзакова. Покрытию беговых дорожек там уже 18 лет, его пора менять. А в манеже Академии физкультуры, куда приходим зимой, оно еще старше, и уже невозможно тренироваться. Не хватает инвентаря. На соревнованиях, проводимых государством, используют инвентарь, приобретенный федерацией. Новый президент IAAF Себастьян Коу, мой хороший друг, знает об этом и готов помочь. Но из-за допингового скандала у IAAF проблемы с ведущими спонсорами. Придется подождать.
- Среди тренеров преобладают ветераны?
- Да. Хотя и молодые есть. В основном, это ребята с регионов, выпускники Академии физкультуры. Стараемся их трудоустроить, чтобы развивали наш вид на местах.
- С уходом возрастных наставников не будет кризиса?
- Хороших результатов добивается дочь именитого наставника Виктора Борисова - титулованная бегунья Татьяна Борисова. Ее воспитанница Арина Клещукова в прошлом году стала двукратной чемпионкой Азии среди юниоров. Так что преемственность есть. Но хочется больше.
- Есть проблемы со спортивной медициной и допингом? Возможен ли у нас скандал, как в сборной России?
- Благодаря таким ветеранам, как Петр Чесноков, выпустили и переиздали более 20 книг о легкой атлетике и спортивной медицине. Раздаем их тренерам, чтобы имели представление о современных достижениях этого вида спорта: от разминки до применения витаминов. Проводим разъяснительную работу. Ведущие спортсмены и молодежь консультируются и проходят медосмотр в Центре спортивной медицины.
Допинговый скандал невозможен. На приобретение запрещенных препаратов нет денег.
- Вы генсек Национального олимпийского комитета. Это помогает в руководстве федерацией?
- Стараюсь не злоупотреблять положением и не лоббировать ее интересы.
Инстинкт победителей
- Сколько ресурсов затрачено на отбор на Олимпиаду?
- Чтобы завоевать три лицензии, не считая личных средств, израсходовали четыре миллиона сомов, выделенных государством. Думаю, с лихвой оправдали затраты. Я доволен. По прогнозу, путевки на ОИ могут выиграть еще двое - Илья Тяпкин и Виктория Полюдина.
- Какие задачи стоят перед сборной КР на ОИ?
- Когда я пришел, сделал ставку на средние и дальние дистанции и не ошибся. 90 процентов наград приносят средневики, стайеры и марафонцы. И лицензии дают. Если на ОИ наши спортсмены выступят на уровне результатов, показанных на отборочных турнирах, получат право выступить на чемпионате мира-2017. И тогда у нас будет реальный шанс впервые выиграть медаль в командном зачете по марафону.
- Что нужно сделать, чтобы наши легкоатлеты вновь начали приносить олимпийские награды?
- Первую планку мы прошли – стабильно выступаем на азиатском уровне. На чемпионате мира-2015 та же Арина Клещукова попала в финал на дистанции 800 метров. Это уникальный случай для представителей постсоветского пространства. Теперь двигаемся к мечте, о которой я говорил выше - медали на ЧМ-2017.
Для победы на ОИ одного желания мало. Государству и спортивной общественности нужно поддерживать тренеров, чтобы те повышали квалификацию и получали солидное вознаграждение. Надо развивать школьный и вузовский спорт, и тогда будет возможность для селекции. Одаренным ребятам нужно с детства создавать условия для спортивного роста.
Необходимо открыть круглогодичную тренировочную базу для сборных КР на Иссык-Куле. Она бы полностью покрыла потребности всех федераций. Благодаря ей мы сможем зарабатывать и реинвестировать средства в спортсменов.
Спорт высоких достижений нужно отделить от массового и позаботиться об элите - вовремя платить атлетам причитающееся, обеспечить их медобслуживанием. У людей должна быть уверенность, что на исходе карьеры они не останутся без средств к существованию. Если создать им максимальные условия, они покажут все, на что способны.
Когда все это будет, можно планировать олимпийские медали. А сейчас у многих федераций даже нет уверенности, попадут ли вообще их спортсмены на ОИ.
- Чтобы быстро решить кадровый вопрос, некоторые федерации под знамена сборной зовут легионеров…
- В начале карьеры коллеги предлагали мне взять спортсменов из Кении, Эфиопии и других стран, где развит наш вид. Но я отказался. Мы бы потеряли свою школу легкой атлетики и тренеров, которые бы утратили мотивацию. Моя позиция жесткая: добиваться результата нужно своими силами.
Инициатива не наказуема
- Государство вашу федерацию поддерживает?
- С Госагентством по делам молодежи, физкультуры и спорта у нас взаимопонимание. Чтобы уверенно планировать график сборов и поездок на турниры, мы должны заранее знать, какие затраты государство возьмет на себя, а сколько вкладывать нам. В 2015 году я предложил госагентству рассказать, сколько средств в новом сезоне оно выделит на поддержку федераций. Прошло заседание с участием НОК. Спортсмены сообщили о своих нуждах. Утвержден календарный план, и он нас пока устраивает. Надо двигаться дальше и мотивировать федерации активнее искать спонсоров и меценатов. Те, кто привлекает внебюджетные средства, должны получать более приоритетное финансирование, чем те, кто 25 лет находится у государства на иждивении и ничего не выиграл.
- Планируете повысить статус Иссык-Кульского международного марафона?
- В 2015-м мы присвоили ему имя призера ОИ-1980 Сатымкула Джуманазарова, будем раскручивать бренд. В этом году проведем его в пятый раз. На 99 процентов он финансируется на личные средства. При хорошем раскладе федерация, не считая гостей марафона, оставляет там за день до 20 миллионов сомов. И это в начале туристического сезона! Однако областная и районная администрации ничем не помогают, а наоборот, чинят препятствия. Чтобы провести марафон, мне требуется 12 подписей. Помогает только госагентство.
Со временем хочу внести марафон в календарь IAAF и повысить призовой фонд. Если будем работать сообща с госорганами, он может стать самым престижным на постсоветском пространстве.
Мечтаю, чтобы и в Бишкеке проводились марафоны. Чтобы он стал таким же, как Прага, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берлин, Вашингтон. Там ежегодно проходят массовые забеги.