08:01
USD 87.00
EUR 90.63
RUB 0.79

Железная воля Каната Келсинбекова

Триатлон – один из самых зрелищных и трудных олимпийских видов спорта. В Кыргызстане он много лет был в упадке. Однако затем молодые энтузиасты принялись развивать перспективное направление. Оказалось, и у нас есть крепкие атлеты. Один из них – Канат Келсинбеков, являющийся вдохновителем, организатором и участником многих стартов. Недавно он с успехом выступил на престижных международных соревнованиях Ironman, прошедших в городе Виши (Франция). Впечатлениями спортсмен поделился с ИА «24.kg».

Работа над собой

- В соревнованиях участвовали 1,9 тысячи спортсменов со всего мира. Я выступал в возрастной категории 25-29 лет. Нужно было проплыть 3,8 километра, проехать на велосипеде 180 км и в конце пробежать марафон. Я финишировал за 12 часов 49 минут. Занял 49-е место. Очень доволен. Ведь главное – преодолеть дистанцию.

- Какой вид оказался для вас наиболее сложным?

- Бег. Раньше никогда больше 28 километров подряд не бегал. И после 25-го километра меня «накрыло». Почти не осталось ни сил, ни желания. Временами даже приходилось переходить на шаг. Но я справился. Доказал, что смог из обычного неспортивного парня превратиться в «железного». А это нелегко.

- Долго тренировались перед выступлением?

- Год. За это время успел выступить на соревнованиях на Мальорке и в Абу-Даби. За два месяца до старта был на сборах на Иссык-Куле. Приезжали наши тренеры из России - Дмитрий Ростягаев и Евгений Хабаров (мой личный тренер). Благодаря им уровень тренировок намного повысился.

- Какая из дисциплин триатлона у вас любимая?

- Наверное, велосипед. С ним я и раньше был на «ты». Бегать с детства не любил и даже не ходил в школе на физкультуру. Не думал, что когда-нибудь смогу пробежать марафон, да еще после 180 километров езды на велосипеде! Пловцом никогда не был, но у меня хорошо получалось. Была единственная проблема – боязнь глубины. Ее я переборол. Во Франции на плавательном этапе у меня не было страха.

- Как стать выносливым?

- Не курить, желательно вести здоровый образ жизни. Не скажу, что пить совсем нельзя. Пиво в разумных пределах считается одним из лучших средств для снятия усталости в мышцах. Даже после финиша Ironman дают пиво. Немаловажный фактор – наличие хорошего тренера. Без него выступать на таких соревнованиях глупо.

- Ваш тренер вам здорово помог?

- Евгений Хабаров - член сборной России. Мне с ним повезло. Единственное – работаем дистанционно. Он в России, а я здесь. Хорошо, есть новое поколение наручных часов. Надеваешь и тренируешься. В них встроен GPS-трекер, который передает информацию о твоем физическом состоянии. Например, пульс или скорость бега. Тренер изучает показатели и дает рекомендации.

Золотое качество

- За свой счет ездили?

- Конечно. С оплатой поездки и в передвижении во Франции помогла Федерация триатлона.

- Не было мысли просить поддержки у государства?

- Нет. Если бы я был молодым и перспективным спортсменом, способным показывать результаты на чемпионатах мира и Азии, тогда бы это имело смысл. Но я обычный любитель. Для спорта, можно сказать, уже старый. Высочайшие результаты уже вряд ли покажу. Совесть не позволяет идти и просить у государства. Пусть лучше деньги направят на поддержку молодых ребят.

- Несмотря на возраст, вы первый в КР, кто преодолел Ironman! А среди молодежи у нас есть перспективные ребята?

- Думаю, в течение пары лет в КР появятся профессиональные триатлеты. В триатлон нельзя брать людей, которые занимаются только велоспортом. Нужны пловцы. Любого, кто хорошо плавает, можно научить и кататься, и бегать. А научить хорошо плавать бегуна или велосипедиста очень тяжело.

- Это затратный вид спорта?

- Сейчас для молодых ребят, которые хотят им заняться, триатлон может оказаться не таким уж дорогим. Благо, возрожденная федерация хорошо работает. В моем случае было иначе. Когда я начинал, федерация еще не действовала. Приходилось постоянно выезжать за границу. Самое дорогостоящее – экипировка. Нужен велосипед, спортивное питание – гели, изотоники. У нас это не продается, приходится заказывать из-за границы. Требуется амуниция – шлемы, очки… Все это не дешево.

- Как семья относится к вашему занятию?

- Мою супругу все называют женой декабриста. Она меня всегда поддерживает, сопровождает на соревнованиях. Без нее тяжело. Когда в мае летал на Мальорку один, ощутил разницу. Возможно, логичнее было бы копить деньги и купить что-то полезное. Но я считаю занятие спортом инвестицией в собственное здоровье. Зачем жене муж, который будет каждую неделю ходить в рестораны, в бары и пить? Хотя я это тоже делаю, но реже – раз в пару месяцев (смеется)! Лучше, когда муж подтянутый, занимается спортом, имеет благородные цели.

И родители относятся с пониманием. Хотя отец сперва даже не мог представить, чем я увлекаюсь. Зато мама с самого начала меня поддерживала в этом и очень мной гордилась.

Дочери пять лет. Скоро отдадим ее на художественную гимнастику.

Найти себя

- А начинали-то вы с велогонок…

- Занялся спортом в 24 года, участвовал в гонках по маунтинбайку. До этого просто катался на велосипеде. В 2012 году, когда люди, проводившие соревнования, отошли от дел, я создал Фонд развития велоспорта и стал сам устраивать гонки. Тогда же узнал про триатлон. В нем ездят на шоссейном велосипеде, а у меня его не было. В том же году летом выиграл шоссейник на одной из местных гонок и занялся триатлоном.

Не сказать, что все это время тренировался непрерывно. Позанимаешься два месяца, потом уходишь, думая, зачем все это надо. Спустя несколько месяцев понимаешь, что мечта никуда не делась, и возвращаешься. Когда я узнал про соревнование Ironman, поставил себе цель, что когда-нибудь пройду его.

- Не хотите попробовать силы на чемпионате Азии?

- Не смогу ничего там добиться. Там скорости совсем другие. Ironman же выдвигает требования к выносливости атлета. Чтобы финишировать, человек должен преодолеть себя. Ironman и профессиональный триатлон – две разные вещи. В Ironman можно придти и в 50 лет, перед этим хорошо подготовившись. А профессионала тренируют с детства.

- А где теперь стартуете?

- Надо отдохнуть. В марте 2016 года собираюсь вновь в Абу-Даби. И хотел бы пройти экстремальную версию Ironman – Norseman, которую устраивают в Норвегии. Там плывешь в холодном озере, где невозможно толком дышать, потом едешь на велосипеде, преодолевая 4-5 перевалов с перепадом температуры около 20 градусов. И в конце бежишь марафон в гору. В год к участию в Norseman в порядке лотереи допускают не более 250 атлетов. А еще есть соревнования Ultraman, которые проходят в Канаде. Дистанция - в три раза больше обычного Ironman. Нечеловеческие нагрузки. Но к ним тоже можно подготовиться.

Мечты о спорте

- В КР хорошие условия для занятий триатлоном?

- Иссык-Куль – уникальное место в мире. Единственное – нет качественного асфальта. Когда сделают хорошие дороги, там можно будет устраивать международные соревнования и сборы. Будут приезжать атлеты со всего мира. Высота 1600 метров над уровнем моря идеальна для тренировок. Можно будет, пусть и не под брендом, проводить те же Ironman, велогонки.

- Наверное, это хорошо скажется на туризме.

- Конечно. Например, город Виши – может, чуть больше Чолпон-Аты. Живут одни пенсионеры. Для участия в соревнованиях туда приехали четыре тысячи триатлетов. Причем не одни. Жизнь в городке закипела. Соревнования проводила не частная компания, а администрация города. Там прекрасно понимают, что спортивные мероприятия повышают интерес туристов.

- Чем еще увлекаетесь, кроме спорта?

- По-моему, ничем! Наверное, триатлон все в моей жизни затмил. Только о нем голова болит. Спорт мне близок и не хотелось бы с ним расставаться. Было желание попробовать большой теннис. Сейчас больше привлекает тренерская работа. Есть возможность благодаря федерации поехать обучиться и получить лицензию. Тренировать человека и лепить из новичка хорошего спортсмена – это интересно.

- Еще будете устраивать старты?

- Конечно. Наверное, сосредоточусь на шоссейных велогонках. Их надо возрождать. Дороги у нас делаются. Думаю, скоро проведем пару хороших кольцевых гонок. Уже устраиваем гонки с раздельным стартом, обновили нормативы, существовавшие со времен Советского Союза.

- О чем мечтаете?

- Чтобы была стабильность в стране, и спорт развивался, в частности триатлон. Была возможность спокойно тренироваться и вместе с семьей выезжать за рубеж на соревнования.

Популярные новости
Бизнес