В КР насчитывается около двух с половиной тысяч религиозных организаций и более 80 религиозных образовательных учреждений. Столь быстрый рост религиозных организаций в стране вызывает опасения экспертов и социологов, ведь среди них немало течений деструктивного характера, которые представляют опасность для общества. Есть также серьезные опасения радикального влияния на сознание молодежи, которую легко вербовать в условиях социально-экономического упадка общества.
В республике усилено внимание к религиозной сфере и вопросу единства и безопасности. Сегодня в Бишкеке прошел форум «Ислам и православие в КР: традиции и современность» с участием экспертов, религиозных деятелей, наблюдателей, представителей ДУМК и Православной церкви.
ИА «24.kg» обратилось к его участникам с вопросом «Как закрыть в КР лазейки для деструктивных религиозных течений?». Представляем ответы.
Екатерина Озмитель, эксперт, руководитель Центра религиоведческих исследований Кыргызстана:
- Только разъяснительными мерами. А также проведением семинаров, тренингов по духовной безопасности, чтобы молодежь умела отличать истину от ложного и противодействовать манипуляциям. Ведь в настоящее время под видом духовных ценностей представляются иные - политические. Ну и, конечно, роль СМИ здесь неоценима. Надо в СМИ, интернет-пространстве и по ТВ распространять позитивный образ традиционных религий, пропагандировать семейные, патриотические, нравственные ценности народа Кыргызстана. И предупреждать о возможных последствиях вовлечения в религиозные организации, которые используют духовный поиск людей, вовлекая их в какие-то коммерческие структуры, политические партии.
Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Преосвященнейший Даниил:
- Это в первую очередь работа самих традиционных религий. Во-вторых, это государственная работа, это законы и непосредственно государственная политика в религиозной сфере. Это прежде всего образование, просвещение народа. Дело в том, что народ уходит от традиционных религий в секты по необразованности и недопониманию относительно того, какие у них там на самом деле цели. На прошлой неделе, 6 ноября, у нас была встреча со специалистами по сектантству, которые объясняли нам, кто такие иеговисты, харизматы.
В Православной церкви мы также начинаем целый комплекс, в рамках которого будут семинары, встречи, рабочие моменты о сектантстве. Постепенно люди будут узнавать через СМИ, через Интернет, через общение друг с другом, кто они такие, поймут и с этим пониманием будут отходить от таких организаций. Но это длительный процесс, это невозможно разрешить за короткое время, потому что все, что мы имеем, временами накапливалось, была определенная политика, когда они распространялись, была свобода.
Равшан ажы Иратов, заместитель главы ДУМК:
- Разъяснительная работа - самый эффективный метод в борьбе с экстремизмом. Традиционные религии, ислам и православие должны сыграть в этом особую роль.
Хочется отметить, что в КР мы все становимся радикальны в защите своего вероисповедания. Нам не хватает толерантности по отношению к другим религиям, течениям. Каждый бьет себя в грудь и защищает устои своей религии, при этом принижая верования других, что подтверждают отношения представителей тенгрианства и исламистов.
Закир Чотаев, заместитель директора Государственной комиссии по делам религий КР:
- В рамках концепции мы разработали немного другой понятийный аппарат, в официальных документах мы теперь не говорим «секты», а говорим про деструктивную деятельность некоторых религиозных организаций. В частности, те организации, которые вызывают потенциальную угрозу правам человека, дестабилизации общественно-политической ситуации, угрожают безопасности общества или государства, мы относим в категорию деструктивных. Потому что на сегодня они напрямую не нарушают законодательство, тем не менее потенциальная угроза в этом есть. Для того чтобы им противодействовать, мы пытаемся более тщательно, более детально сделать регулирование в рамках законов, чтобы определить, где и когда, в каких местах такие организации могут проводить свою религиозную деятельность. Мы, допустим, говорим, что в Кыргызстане обеспечивается свобода совести и вероисповедания до тех пор, пока она не нарушает права и свободу других граждан. И в связи с этим надо четко ставить ограничения. Государство регулирует сферу деятельности религиозных организаций, но ограничивает свое вмешательство в конфессиональную деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом КР. С другой стороны, мы говорим, что необходимо жестко пресекать деструктивную, экстремистскую деятельность, которая нарушает законодательство КР с целью недопущения распространения радикальных и экстремистских деяний на территории страны.
Ратбек Турусбеков, старший оперуполномоченный по особо важным делам 10-го ГУ МВД КР:
- Конечно, мы должны бороться с этой проблемой. Однако для этого должны перенять опыт и извлекать уроки из практики борьбы с экстремизмом в других государствах. Например, вот в РУз для противодействия экстремизму ввели жесткие законы. Но от этого проявления такого характера в обществе не уменьшилось, а наоборот. К примеру, все религиозные экстремистские организации, ведущие деятельность на территории нашей страны, в основном приезжают оттуда. Это те же Исламское движение Узбекистана, политическая партия «Хизб ут-Тахрир», «Акрамия» и так далее. Это все последствия жестких, силовых мер. Такие меры дают только кратковременные результаты, они не дают положительных результатов в конечном счете.
Таалайбек Сагынов, директор филиала фонда развития «Институт евразийских исследований»:
- Существуют законы, регулирующие религиозную деятельность в нашей республике. И их просто-напросто нужно соблюдать и соответственно очень внимательно смотреть за появлением новых течений, поскольку в данное время много разных направлений что в исламе, что в православии, что в других религиях. Появляются все новые секты, иногда они даже нарушают общечеловеческие нормы. Здесь все-таки нужен очень жесткий контроль со стороны государства.
Ислам и православие - это традиционные религии на кыргызской земле. Испокон веков они сосуществовали, давая пример толерантности, добрососедства, взаимопонимания, уважения. И сегодня, когда мы видим обострение межконфессиональных, межэтнических и интернациональных отношений, должны понять, что именно православие и ислам могут стать духовной опорой для сплочения общества.
Бакыт Мурзураимов, доцент исторических наук, заместитель декана Кыргызско-Турецкого университета «Манас»:
- В Кыргызстане с каждым годом увеличивается количество религиозных организаций и течений деструктивного характера, так называемых сект. Чтобы предупредить сектантство, в КР нужно повысить религиозную осведомленность населения. В школах и высших учебных заведениях следует вводить курсы по истории религии, в настоящее время в Минобразования уже есть попытки в этом направлении. Хочу подчеркнуть: сейчас есть течения, которые через религию осуществляют коммерческую деятельность, то есть на духовном поиске людей ведут бизнес. Их финансируют международные фонды, в частности европейские и азиатские.
Возьмем ситуацию по отправке наших граждан в Сирию. Для вербовки и агитации выделяются немалые суммы. Известно, что многих граждан к смене своей религии подвигли материальные обещания. В настоящее время нам бы следовало проверить деятельность всех религиозных течений, которые финансируются извне, за счет международных фондов.
Мухаммад-Шариф Сарашитдинов, заместитель имама мечети имени Махмуда Кашгари в Бишкеке:
- Как мы видим из практики, репрессивные меры не приводят к желаемым результатам, создается давление, и это вызывает ответную реакцию противодействия. Какими мерами бороться с этим? Нужно выявить первоначальные причины, провести исследования. Тогда можно победить недуги. Без сомнения, роль традиционных религий в этом очень важна. Только те, кто глубоко разбирается в религии, могут выстроить межконфессиональные отношения. Если люди, ничего не понимающие в религии, пытаются регулировать религиозные отношения, они у радикально настроенной молодежи по меньшей мере могут вызвать насмешку. Поэтому свою роль должны сыграть ученые, знающие религию, которые могут правильно разъяснить суть религии и направить на верный путь.