В парламенте Кыргызстана разделились мнения по поводу необходимости проведения техосмотра автомобилей. На заседании обсуждается законопроект «О дорожном движении» в рамках пакета документов по вступлению в Таможенный союз.
Некоторые депутаты лоббируют возобновление техосмотра. В зависимости от вида и предназначения машины предлагаются различные сроки прохождения ее проверки. Технический осмотр будут осуществлять диагностические центры, аккредитованные установленном законодательством КР в порядке.
Депутат Курмантай Абдиев («Ата-Журт») предлагает прописать, что техосмотр должны проходить все автомашины, чей срок службы составил более 7 лет.
Депутаты Дастан Бекешев, Сайдулла Нышанов выступают против. «Говорят, что будет прибыль государству, но в законе прописано, что техосмотр производят частные компании. Прибыль будет частным компаниям. Почему техосмотру подлежат машины после 7 лет службы? Почему не 15 лет? У нас уже есть закон, по которому перевозчики обязаны проходить техосмотр, но даже действующий закон сейчас не исполняется, а мы пытаемся навязать эти обязанности всем. Я специально спрашивал у таксиста, как он проходит техосмотр. Он рассказал: едет в сервисный центр, за 500 сомов ставит печать о прохождении техосмотра, потом берет в Налоговой службе патент. Поговорите со своими водителями, они вам тоже много интересного расскажут о том, как проходят техосмотр», - сказал Дастан Бекешев.
Депутат Данияр Тербишалиев поддержал их, отметив, что нигде в мире нет такого механизма. «В свое время техосмотр убрали для борьбы с коррупцией, а теперь снова предпринимаются попытки вернуть его. Этот процесс предлагается вновь контролировать МВД. Но этот орган сам коррумпированный», - добавил он.
Спикер ЖК Асылбек Жээнбеков (СДПК) выразил мнение, что закон об обязательном техосмотре не будет работать, пока в Кыргызстане не введут обязательное автострахование.
Однако нардеп Азамат Арапбаев зачитал статистику, согласно которой многие ДТП происходят из-за неисправности авто. А депутат Абдыманап Кутушев отметил: когда техосмотр отменили, глава ГАИ говорил, что ДТП чаще происходят из-за плохой подготовки водителей, наличия праворульных авто, покупки прав без обучения.