При осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния в Кыргызской Республике по инициативе Министерства цифрового развития могут быть внесены изменения. Ведомство вынесло на общественное обсуждение проект новой инструкции о порядке государственной регистрации актов гражданского состояния в Кыргызской Республике.
Поясняется, что она разработана для улучшения процесса ведения и регистрации актов гражданского состояния, обеспечения их законности и безопасности, а также для упрощения процедуры получения и предоставления государственной услуги регистрации актов гражданского состояния.
На сегодняшний день дипломатические представительства и консульские учреждения за пределами территории Кыргызской Республики осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния, однако не осуществляют выдачу повторных свидетельств, выписок, а также справок и извещений о наличии и/или об отсутствии записей актов гражданского состояния, ссылаясь на отсутствие нормы, но имея полную техническую возможность. В Минцифры отмечают, что для кыргызстанцев, находящихся за пределами родины, будет обеспечен доступ к этим госуслугам.
«Департаментом регистрации населения при Министерстве цифрового развития в целях совершенствования цифровой трансформации внедряются информационные системы по улучшению деятельности, повышению качества предоставляемых государственных регистрационных услуг и сокращению сроков обслуживания граждан. Внедрение информационных систем позволило существенно упростить и улучшить качество государственной услуги, предоставляемой гражданам путем сокращения времени на ожидание и получение конечной услуги. Также предоставляются услуги посредством мобильного приложения «Тундук» для исключения необходимости посещения территориальных подразделений. Следует отметить, что автоматизированная информационная система записи актов гражданского состояния интегрирована с автоматизированной информационной системой уполномоченного государственного органа в сфере здравоохранения «Медицинское свидетельство», что позволяет оказать проактивную государственную услугу по государственной регистрации рождения и смерти», — говорится в справке-обосновании.
Проектом предлагается осуществлять государственную регистрацию рождения в два этапа:
- Первый предполагает автоматическую предварительную регистрацию рождения на основании медицинского свидетельства о рождении, подтвержденного организацией здравоохранения с присвоением персонального идентификационного номера ребенку.
- Второй этап предполагает внесение дополнений в запись о рождении фамилией, именем, отчеством (по желанию) и сведениями о родителях.
Также предусмотрено осуществлять государственную регистрацию смерти умершего, в том числе на первой неделе жизни, автоматически на основании медицинского свидетельства о смерти, подтвержденного организацией здравоохранения Кыргызской Республики.
Проектом также предлагается для возможности предъявления документов кыргызстанцев, иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев, выданных компетентными органами иностранных государств с QR-кодом, без печатей и подписей, а также для приведения в соответствие с Законом «Об актах гражданского состояния» в части признания действительными в КР документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния без повторной государственной регистрации на территории Кыргызстана.
Министерством цифрового развития планируется реализовать подачу заявления на получение повторных свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния онлайн через государственный портал электронных услуг и/или мобильное приложение «Тундук» с возможностью выбора дополнительной услуги доставки на дом.
Проектом также предлагается предусмотреть государственную регистрацию заключения брака между иностранными гражданами, лицами без гражданства, беженцами. Это изменение дает возможность иностранцам, лицам без гражданства и беженцам реализовать свои права наравне с гражданами КР.
Минцифры хочет исключить выдачу справки о смерти для получения пособия на погребение умершего, а предусмотреть его выдачу уполномоченным органом в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения на основании сведений о регистрации смерти умершего, полученных посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.