На фоне нынешних разборок по тендеру на реконструкцию дороги Балыкчи – Корумду нарушения в другом конкурсе, не менее важном для Кыргызстана, могут остаться незамеченными. Речь идет о конкурсе на закупку «Оборудования и расходных материалов для производства государственных регистрационных номерных знаков для автомототранспортных средств и прицепов к ним». Напомним, в 2015 году Госпредприятие «Инфоком» при Государственной регистрационной службе (ГРС) объявило тендер на изготовление автогосномеров, вскрытие конкурсных заявок состоялось 14 января 2016 года. В редакцию ИА «24.kg» попал договор, подписанный с победителем тендера - Новосибирским ОcОО «Типография №2».
Чеп-честно…
Ранее глава ГРС Тайырбек Сарпашев неоднократно заявлял, что уже до конца марта 2016-го будет завезено оборудование по персонификации госномеров и ведомство без проблем начнет обеспечивать ими кыргызстанских автолюбителей.
«Это производство не сложнее изготовления пластиковых бутылок, и мы с ним справимся», - заверял он. Тайырбек Сарпашев убеждал нас, что у специалистов службы достаточно опыта, и он, как ее глава, гарантирует прозрачность тендера. О том, как проходили сопутствующие конкурсу мероприятия, и о том, как нелепо была составлена конкурсная заявка, ИА «24.kg» уже подробно рассказывало своим читателям.
Отметим, конкурс проведен одноэтапным методом, загрузить свою заявку через портал электронных госзакупок удалось лишь одной компании – российскому ОcОО «Типография №2». Предложения других претендентов на сайт не загружались, к началу тендера даже с привлечением специалистов, обслуживающих портал, и специалистов закупающей организации решить проблему не удалось.
К слову, не так давно глава Департамента по гоcзакупкам при Минфине Улан Даникеев, рассказывая о деятельности вверенного ему ведомства, сообщал, что со стороны закупающих организаций и поставщиков по поводу работы портала поступает очень много жалоб.
«При проблемах с загрузкой мы готовы оказать помощь, у нас есть колл-центры, полевые специалисты в регионах», - говорил он. Вынуждена огорчить чиновника, в течение двух дней я безуспешно пыталась дозвониться в этот хваленый колл-центр, где девичий голос автоответчика сообщал, что в настоящий момент все каналы заняты, и предлагал перезвонить позже.
Вариантов немного: или действительно работа сайта некорректна настолько, что сотрудники не справляются с огромным количеством звонков, или попросту врубили автоответчик для потенциальных, но нежелательных участников госзакупок. Других объяснений мы не находим.
Но вернемся к тендеру. В своей конкурсной заявке новосибирское ОсОО предложило оборудование и расходные материалы производства sp. z.o.o. UTAL, Польша, аффилированного с ОсОО «ЯГДО».
Отметим, что закупщики, лоббируя данную компанию, в характеристиках тендерной заявки дали конкретное описание продукта вплоть до его веса, ширины, высоты и глубины.
То есть фактически сузили участие других потенциальных участников, что по Закону КР «О госзакупках» категорически запрещено, но, пытаясь уйти от ответственности, в наименовании требуемого скромно дописали слово «эквивалент».
В итоге единственный участник тендера и становится его победителем. Все бы ничего, но новосибирское ОсОО не просто имеет возможность поставить оборудование. Согласно выписке данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ/ЕГРИП) Федеральной налоговой службы РФ, учредителями «Типографии №2» являются два физических лица и одно юридическое - ОсОО «ЯГДО», имеющее штаб-квартиру в Познани (Польша). То есть фактически участник является его дочерней компанией. Обо всем этом ИА «24.kg» также ранее писало, но, видимо, комиссия сочла изложенные аргументы в материале необоснованными и все же признала российскую компанию победителем.
Продолжая далее имитировать прозрачность и открытость конкурса, ГП «Инфоком» нанимает аудиторскую компанию, которая в течение недели изучает тендерные документы на соответствие всем законодательным нормам и оценивает свои услуги в 40 тысяч сомов. И в начале марта подписывается контракт с россиянами, несмотря на то, что теперь, согласно выигранному лоту, победитель должен осуществить поставку всего лишь одного рулона термотрансферной пленки и одной пластины. Куда смотрели ответственный за разработку документации и проведение конкурса отдел закупок «Инфокома», образованная тендерная комиссия в лице ее председателя, позже Департамент по госзакупкам с нанятыми аудиторами, вынесшие положительную юридическую экспертизу документам?
Шалим-с?
На демонстрации оборудования Тайырбек Сарпашев заверяет журналистов, что «выпуск новых номерных знаков в Кыргызстане планируется начать с 1 июня», а во время показа в качестве примера оператор использует пластины…. с российским флагом (!).
Ранее в ГРС комментировали ситуацию с одной пластиной так: «У нас есть только статистика по годам, а предположить, сколько на самом деле ввезут в страну автомашин, мы же не знаем. Может быть, владельцы транспорта пожелают остаться со старыми номерами. Мы заключаем контракт не на объем, а на время - на три года, и каждый раз будем заказывать только по факту», - говорили чиновники ИА «24.kg».
В уполномоченном органе - Департаменте по госзакупкам - согласны с доводами ГРС, хотя в законе говорится, что объявление о конкурсе должно содержать информацию о наименовании и юридическом адресе закупающей организации; методе закупок; характере, перечне, количестве, месте и сроке доставки товара, подлежащего поставке. Или указывать характер, перечень, место и срок работы, подлежащей выполнению, либо характер, перечень услуг, срок и место, где они должны быть оказаны. Но в подведомственном Минфине подразделении предположили, что «в нынешнем тендере объем был показан с точки зрения цены на одну штуку».
Так вот, что я вам скажу, уважаемые чиновники и хваленные господином Сарпашевым высококлассные сотрудники ГРС, если вы, имея на руках анализ и динамику реализации госномеров последних 5-7 лет, не смогли просчитать примерный объем необходимого материала с допустимой погрешностью ±15 процентов, гнать вас нужно в шею!
Нарушаем-с?
Изучив попавшие в редакцию ИА «24.kg» договоры по данному тендеру, мы не станем заострять внимание читателей на мелких несоответствиях - ссылках на несуществующие документы - «DDP-инкотермс 2015» и стандарты ISO 9001:2008, даже это меркнет на фоне других явных и грубых нарушений Закона КР «О госзакупках».
Например, в договоре прописана поставка DDP. По-простому, это поставка «все включено», полное финансовое сопровождение товара от поставщика до склада заказчика.
Учитывая законодательство нашей страны, поставщик, не являясь резидентом КР, не может оплатить все налоговые сборы, и по сложившейся практике закупающая организация сама оплачивает их, но позже поставщик должен возместить данные расходы. Поэтому соответствующим органам необходимо проконтролировать, будут ли потом эти расходы возмещены.
Или, возвращаясь к пластинам, если закупщик не знает требуемого объема и не понимает конъюнктуру рынка, то в целях анализа и экономии бюджетных средств и средств наших граждан не лучше ли заключить данный договор на один год? По какой формуле вы вышли на 2019-й?
Далее просматривая документ, уже твердо убеждаешься в том, что в нашей стране чиновникам закон не только не писан, не читан, а плевать они хотели на него с высокой колокольни. Согласно закону о закупках, «лот» является неделимым, выступающим отдельным предметом конкурса, оценка которого должна производиться независимо от других лотов.
Мало того, что «Лот №2» при подписании договоров разбивается, так еще и требуемая многострадальная термотрансферная пленка не только перекочевывает из одного лота в другой, но и меняет свои параметры. Требовалась пленка размером 305 мм*120 мм, а договор подписан на пленку - 240 мм*305 мм (двухрядная).
Проштудировав закон от и до, я не нашла в нем юридического определения «под лот». Дальше еще веселей, требуемый срок поставки оборудования и расходников по заявке составлял 45 дней с момента подписания договоров, а в подписанном документе он волшебным образом возрастает до 120 дней.
И на десерт - пункт 8.2, в котором говорится, что «если ни одна из сторон за один месяц до истечения срока настоящего договора не заявит о его расторжении, то он автоматически пролонгируется на тот же срок и на тех же условиях». Государственный контракт… Без тендера…?
А может, следом за тендером на реконструкцию дороги Балыкчи – Корумду депутатской комиссии и соответствующим компетентным органам проверить и этот конкурс? Может, уже хватит госмужам держать кыргызстанцев за идиотов, лоббируя интересы своих компаний, заключать заведомо невыгодные контракты и разбазаривать бюджетные средства?