12:49
USD 68.59
EUR 84.47
RUB 1.12

Кто управляет троллейбусным управлением?

О том, что на дорогах в Бишкеке творится беспредел, наши журналисты писали уже не раз. Неоднократно в редакцию звонили жители столицы и рассказывали о многочисленных вопиющих фактах нарушений правил дорожного движения. Известно, что особенной непредсказуемостью отличаются водители маршрутных такси и авто с правым рулем управления. Сегодня речь пойдет о водителях большегрузного транспорта – троллейбусов.

Нарушение в головах

Вероятно, водителей этого вида общественного транспорта стал обижать тот факт, что в списке нарушителей и лихачей они занимают последние строчки, положение решили исправить. Теперь и у них масса нарушений. Пример? Не далее как позавчера, 31 марта, на пересечении улиц Горького и Жукеева-Пудовкина мы стали свидетелями очередного безобразия. Стоя перед светофором в левом ряду, водитель троллейбуса открыл переднюю дверь и высадил на проезжую часть, плотно заполненную стоящими в три ряда машинами, двух девчушек лет 8-9. Их безответственная мама, которая, скорее всего, и попросила выпустить детей, в это время расплачивалась. Девочки робко пошли между машинами к бордюру, потом метнулись обратно, но тут мать перевела их. Напомним, ближайшая остановка от этого перекрестка находится буквально в 20 метрах. Что заставило опытного водителя грубо нарушить правила и рисковать жизнью детей, разрешив выйти им посреди перекрестка? А если добавим, что нерадивая мамаша тоже пошла в сторону остановки, то ситуация вообще покажется абсурдной.

Что происходит в головах людей, которые перевозят пассажиров? Помнят ли они о высоком уровне ответственности, возложенной на них? Знают ли инструкцию, обязывающую их высаживать пассажиров исключительно на остановках? Эти и другие вопросы мы задали заместителю начальника Бишкекского троллейбусного управления Марату Уметову.

«Инструктаж с водителями мы проводим каждые три месяца, - ответил он по телефону. – Все водители прекрасно знают, где можно останавливаться, а где нельзя, но все равно нарушают правила и нередко тормозят там, где пассажиры машут им рукой. Говорят, что им надо выполнять план».

Частный случай?

В свою очередь исполняющий обязанности начальника Бишкекского троллейбусного управления Артур Омурзаков признался корреспонденту ИА «24.kg», что это действительно так: есть водители, которые нарушают правила дорожного движения. Но, как и положено начальнику, заверил, что делают они это вынужденно.

«Вот, к примеру, остановка ЦУМ по проспекту Чуй в западном направлении. Там такси стоят прямо на остановке общественного транспорта. Даже метра свободного нет, и как быть водителю троллейбуса? Теперь по поводу нарушений и жалоб на водителей. Все они рассматриваются, потом выносится решение. Ответить, сколько человек было уволено за нарушения, я вам сейчас не могу», - сказал он.

Начальник признался, что сильно водителей они не наказывают, но заверил, что профилактические беседы с нарушителями проводятся постоянно.

Начальник маршрутов Замира Саражилбекова рассказала, что Замир Давлетбаков, водитель троллейбуса №1812, следовавшего по маршруту №7, который высадил детей, нарушая правила, будет наказан. «Я удивилась, когда поступила жалоба именно на него, за три года работы именно о нем все хорошо отзываются. Он не опаздывает на работу, соблюдает наши внутренние правила. Конечно, я с ним обязательно проведу беседу», - сказала Замира Саражилбекова.

В управлении есть специальный журнал, куда вносят жалобы от пассажиров. Все строго, каждое заявление расписывается детально, где, когда и при каких обстоятельствах было нарушение или грубое общение с пассажирами. Если есть несколько жалоб, то водителя лишают премии от 10 до 40 процентов.

  

Раз в три месяца водители расписываются в журнале, где перечислены основные обязанности. Пятый пункт гласит, что «запрещается посадка и высадка пассажиров вне остановки», несмотря на это, нарушителей меньше не становится.

Артур Омурзаков рассказал, что в управлении числятся 103 троллейбуса, работают 250 водителей. Он признался, что люди разные, уследить за всеми невозможно.

«Ежемесячно проводятся беседы, связанные с правилами поведения водителей и качеством обслуживания. Но есть человеческий фактор… За систематические нарушения мы применяем более жесткие меры, к примеру, метод кнута и пряника. Но пока не будет у нас электронного билетирования, проблема взаимоотношений водителя и пассажиров не решится», - считает руководитель.

Так или иначе, а пока с дисциплиной водителей действительно есть проблемы, признался Марат Уметов. Особенно неважно стало после забастовки.

Баста!

Хочется напомнить, что слово «забастовка» происходит от итальянского «баста», что означает «хватит», «достаточно». В свое время это слово служило сигналом портовым рабочим, готовым провести акцию протеста против невыносимых условий труда. Еще в начале ХХ века люди использовали забастовку как крайнюю форму протеста, когда другие способы оказывались безрезультатными.

Недавно провели забастовку и бишкекские водители, которые требовали повышения зарплаты, смены руководства. Новые городские власти пошли им навстречу и приняли решение постепенно увеличить зарплату – сначала на 20 процентов, потом на 50. Прежнее руководство от должности отстранили сразу же, отдав бразды правления вице-мэру Геннадию Милицкому, который ранее уже возглавлял транспортное предприятие.

Все этого говорит о том, что власть повернулась к людям лицом и прислушалась к их требованиям. Однако хотелось бы напомнить, что троллейбусы ходят в городе не сами по себе, это не личный транспорт, а общественный. И общество вправе требовать от руководства предприятия регулярного сообщения, чистоты в салоне, вежливого обслуживания. Да, именно обслуживания, потому что БТУ оказывает населению транспортные услуги. А в услуге очень важными параметрами являются такие показатели, как стабильность и соответствие установленному стандарту. Нет такого документа, который позволял бы эти правила нарушать, а за каждое нарушение, напомним, следует наказание, у нас же каждый хочет быть генералом и никому не подчиняться.

Таких «генераловых», считаем мы, самое время разжаловать в  рядовые. Баста! Пора наводить порядок на дорогах, да и в головах тоже.

На основании закона

Все мы с завистью говорим о некоторых странах - и европейских, и восточных, где все отлажено до мелочей. Там порядок ощущается повсюду: и в госучреждениях, и в гостиницах, и в магазинах, и на дорогах. Он проявляется даже в мелочах. Эх, вздыхаем мы, нам бы так! Но как только доходит до дела – пасуем, ссылаемся на имеющиеся и несуществующие трудности. Вот и в троллейбусном управлении нам сказали, что трудно им навести порядок.

Со стороны это выглядит более чем странно. Хочется спросить, неужели в стране отменили Трудовой кодекс? Или руководство предприятия давно не заглядывало в документ? Если водители подтвердили своими подписями то, что прошли инструктаж, они обязаны подчиняться его положениям. А на просьбы безответственных пассажиров, требующих открыть двери там, где захотела их левая нога, следует ответить отказом: «Это категорически запрещено!»

В заключение напомним одну многим известную историю. Пожилой пассажир настойчиво попросил водителя открыть дверь и выпустить его, не доезжая нескольких метров до остановки. Тот разрешил. Пассажир по неосторожности выпал и сильно ударился, а потом подал на водителя в суд и потребовал материальной компенсации за ущерб. И суд оказался на его стороне. На основании закона.

Хорошо бы всем: и пассажирам, и водителям, и их руководству - помнить об этом.

Популярные новости
Бизнес