18:48
USD 87.00
EUR 90.64
RUB 0.85

Как отвадить туристов от Иссык-Куля. Традиционный опыт кыргызстанского дорожника

Туристический сезон в самом разгаре. Впервые за два пандемийных года в страну потянулись сотни отдыхающих из стран ближнего зарубежья. Наши чиновники всеми силами пытаются привлечь внимание желающих отдохнуть на берегу Иссык-Куля.

У дорожников задача, видимо, иная. Они делают все, чтобы отбить желание попасть на озеро.

В разгар сезона уже традиционно возобновили ремонт трассы близ Балыкчи. Хотя сделать это можно было и раньше, и в предыдущие коронавирусные годы. При этом про грунтовые дороги в любимых туристами Григорьевском и Семеновском ущельях просто забыли.

Убивайте ходовку, дышите пылью

С 13 октября 2015 года департамент дорожного хозяйства реализует проект по реконструкции трассы Балыкчи — Тамчи — Чолпон-Ата — Корумду. Общая протяженность участка — 104 километра. С начала строительства выполнены работы на 4 миллиарда 617 миллионов сомов.

Строительство дороги Балыкчи — Чолпон-Ата — Корумду должны были завершить еще в 2017-м. Но и спустя пять лет ремонту конца и края нет.

Пока Кыргызстан проводил Всемирные игры кочевников, была хоть какая-то надежда на ремонт полотна. Но после 2018 года словно забыли. Но теперь, когда в республику снова потянулись туристы большим потоком, Минтранс затеял ремонт.

Ведомство заявляет, что строительные работы начались еще 25 мая. Но пик почему-то пришелся именно на турсезон. Единственный вариант проехать участок трассы не в пробке — раннее утро или ночь. Но и то, если повезет.

Даже если удача вам улыбнулась и на дороге нет сотни машин, это не гарантирует комфортной езды. Участок трассы перерыт, кругом пыль, грязь и ямы. Пока проедешь эти несколько километров, проклянешь все на свете. И абсолютно точно задумаешься, а стоит ли, вообще, такой отдых убитой ходовки и нервов?

Сами рабочие не особо торопятся что-то делать. Реконструкция идет крайне медленно. Казалось бы, если вы так заботитесь о туристах, то должны использовать весь световой день, чтобы побыстрее завершить работы. Но нет. Довольно часто можно видеть картину, когда до захода солнца еще далеко, а вся спецтехника уже выстроена на обочине.

«В выходные проехать по этому участку практически невозможно. Образуются многокилометровые пробки. Почему ремонт нужно было возобновлять с началом туристического сезона, когда тысячи людей на выходные отправляются на озеро?» — возмущены туристы.

Чиновники просят отнестись с пониманием к временным неудобствам.

Нет игр — нет дорог

Там, где дороги действительно стоило бы сделать, — так это в Григорьевском и Семеновском ущельях. В последний раз там проводились масштабные работы в 2018-м перед очередными Всемирными играми кочевников. Тогда из разбитых «грунтовок» они превратились во вполне комфортные для езды трассы. Проехать по ним можно было даже на низкой малолитражке.

24.kg
Фото 24.kg. Так дорога в Григорьевском ущелье выглядела в 2018 году

Но прошло четыре года. От былого комфорта не осталось и следа. Сейчас проезд по каждому из ущелий — то еще испытание для машины. Не говоря уже о том, чтобы переехать из Григорьеского в Семеновское. Кругом те же ямы, выбоины, местами видны следы схода небольших селей и оползней.

Дороги медленно, но верно разрушаются. Ни у дорожников, ни у местных властей, видимо, нет сил и желания что-то изменить. Хотя, по сути, там много не требуется. Нужно элементарное: пройти грейдером и катком, отремонтировать мосты, где требуется.

Да, можно сказать, что горная дорога не может быть идеальной. На то она и горная. Но в эти два ущелья постоянно возят туристов. Люди оставляют здесь сотни тысяч сомов, чтобы насладиться прекрасными видами. Стоит все-таки создать и для них хотя бы минимальный комфорт.

Ложка меда

Есть, конечно, и то, за что можно похвалить местные власти и наших предпринимателей. В Григорьевском ущелье впервые за много лет появились мусорные баки. Не один-два, а десятки. Их поставили практически возле каждого кафе на протяжении всего ущелья. Вроде мелочи, но приятно видеть, что хотя бы так заботятся о том, чтобы ущелье не превращали в свалку.

24.kg
Фото 24.kg. Этногородок на Кырчыне до сих пор жив только благодаря бизнесу

Стан кочевников в Кырчыне тоже порадовал. Второй год там работает этногородок. За территорией следят сами предприниматели. Поставили урны, юрты, организовали игровую зону и открыли ресторан. Да, от великолепия городка времен ВИК почти ничего не осталось. Но все-таки бизнесмены продолжают поддерживать этот участок, вкладывают в его развитие свои силы и средства. Радует, что объект не разрушается из-за чиновничьего безразличия.

В Кыргызстане создан Фонд развития туризма, который пытается развивать этот сектор в нашей стране. Но до тех пор, пока не будет координации всех министерств и ведомств, пока во главу угла не будет ставиться комфорт отдыхающих, мы так и будем только мечтать о том, чтобы заработать миллионы долларов на туристах.

Популярные новости
Бизнес