В этом году в Бишкеке в рамках проекта реконструкции отремонтируют 32 дороги. Сейчас работы ведутся на 29 из них. На некоторых участках ремонт начался в 2021 году. Как, например, на улице Шералиева. Раньше она была тупиковой, теперь ее соединили с улицей Ахунбаева. Для этого пришлось снести гаражи и перенести трубы теплосети под землю. Это сдвинуло сроки сдачи объектов.
Под снос пойдет и забор с хозпостройками одного из частных домов. Они находятся на территории, где планируется проложить тротуар и дорогу.
«Собственник дал согласие. Была проведена независимая оценка, он согласился с ней. Муниципалитет выплатит 550 тысяч сомов», — сказал заместитель начальника департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Улан Уезбаев.
По его словам, при реализации проекта муниципалитет часто сталкивается с необходимостью сноса объектов, мешающих ремонту дорог. Такая ситуация на улице Шукурова. Здесь под снос попадает 61 забор. Уведомления жителям, что будет проводиться реконструкция улицы, утверждают в мэрии, выдали еще в 2019-м.
Убрать заборы и другие постройки люди должны в течение месяца.
«Реконструкция проводится по утвержденным параметрам. Мы не расширяем проезжую часть, но по проекту по обеим сторонам должны быть тротуары, ирригационная сеть. Там, где жители не вышли за пределы своей территории, еще сохранились участки старого тротуара. Но многие самовольно выдвинули свои заборы на муниципальные земли, захватив пешеходную зону. Такие строения мы убираем», — сказал Улан Уезбаев.
Местный житель Юрий Арановский говорит, что начало работ стало неожиданностью. «Да, говорили раньше о реконструкции, возможном сносе. Но потом все затихло, подумали, что не будут ничего делать», — сказал он.
Забор его дома тоже находится на муниципальной земле. Мужчина говорит, что купил дом уже в таком виде.
«Вы посмотрите, здесь у большинства так. Сносить придется не только заборы, но и различные постройки, гаражи. Будем разбираться, если надо — до суда дойдем», — добавил Юрий Арановский.
В муниципалитете разбирательств не боятся. Говорят, что ни у одного владельца нет документов на увеличение территории своего участка, а значит, земля им не принадлежит. Иначе был бы другой разговор.
«Мы не имеем права трогать частную собственность. Если на участок есть Госакт, то проводим переговоры с собственниками. В случае согласия продать землю нанимаем независимого оценщика. Если цена устраивает владельца, выкупаем. Если нет, то или меняем проект, или обращаемся в суд», — сказал чиновник.
По словам Улана Уезбаева, в прошлом году один из владельцев передал мэрии часть своего участка безвозмездно, хотя его оценивали в $50 тысяч. Есть и другой пример, когда собственник не согласился с предложенной ценой, хотел в четыре раза больше. В итоге пересмотрели проект реконструкции улицы Толстого.
С 2021-го продолжаются работы на отрезке улицы Сухэ-Батора от Каралаева до 7 Апреля. Здесь идет не только ремонт, но и строительство моста через реку Аламедин. Протяженность участка — 750 метров, полосы дороги здесь с двух сторон ЮБЧК. На каждой предусматривается одностороннее движение. Рядом тротуары. Сейчас строительство моста завершено на 95 процентов. Закончить его планируют до 15 июня.
«Этот участок был спроектирован в 2017 году, чтобы разгрузить улицы Ахунбаева, Каралаева. В наших планах в будущем облагородить территорию возле ЮБЧК, создать набережную», — добавил Улан Уезбаев.
Он объяснил также, почему некоторые дороги закрываются, но ремонт на них начинается не сразу. Делается это, чтобы коммунальные предприятия могли заменить свою инфраструктуру.
«Мы заранее предупреждаем все службы: Бишкектеплосеть, Бишкекводоканал, «Северэлектро» о начале ремонта дороги. За полгода-год. Даем предписания, чтобы они заменяли свои аварийные участки там, где будет реконструкция. Говорим, что потом в течение трех-пяти лет не будем давать разрешение на замену труб, только на аварийные работы. Сейчас мы даем им срок максимально два месяца, чтобы они сделали свои работы. Поэтому иногда жители не могут понять, почему так долго мы делаем ремонт», — сказал чиновник.
Все работы по второй фазе планируют закончить до 30 октября. А в следующем году начать реализацию третьей — будут строить четыре двухуровневые развязки.