09:08
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Как распознать фейковую информацию. Советы фактчекера

В свете масштабных политических событий в соседних странах в информационном поле стремительно растет объем фейковых новостей: ложная информация, основанная на слухах и домыслах, наводнила соцсети и некоторые СМИ.

Чтобы различать, где фейки, а что является правдой, необходимо уметь критически мыслить и освоить самые элементарные навыки медиаграмотности.

Как распознать фейковую новость, на что читателю нужно обращать внимание при потреблении информации, 24.kg рассказала редактор Factcheck.kg Асель Сооронбаева.

Проверять источник

 «Первая рекомендация, которую мы всегда даем читателям, студентам на мастер-классах, – это проверять, кто распространяет информацию», - говорит Асель Сооронбаева. Она призывает людей при чтении или просмотре информации задуматься о том, кто является источником, заинтересован ли ресурс в распространении этой информации и какие материалы он публиковал до сегодняшнего дня.

иллюстративное
Фото иллюстративное

Критическое мышление

Фактчекеры рекомендуют не доверять информации, всегда относиться к ней скептически и взвешивать входящую информацию. 

Эксперт призывает развивать критическое мышление, задавать вопросы, ставить под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

иллюстративное
Фото иллюстративное

Выборочно относиться к СМИ

Не стоит верить всему, что пишут в СМИ, научитесь анализировать новости и публикации. Задавайте себе вопрос: когда это СМИ появилось, какая у него репутация, не принадлежит ли оно каким-то политическим группам, не заинтересовано ли это издание в распространении заведомо ложной информации и придерживается ли этических стандартов.

«Репутация СМИ также играет важную роль. Есть однодневные СМИ, открывающиеся перед выборами и распространяющие через рекламу выгодную для себя информацию», - говорит эксперт.

иллюстративное
Фото иллюстративное

Не делать выводов из заголовка

 Всегда внимательно читайте информацию полностью. Не делайте выводов из одной кричащей фразы или заголовка. Авторы фейков зачастую выбирают сенсационные вырванные из контекста слова или фразы для привлечения аудитории. Не забывайте про такое понятие, как «кликбейт» (clickbait от click «щелчок» + bait «приманка»), которая широко практикуется в желтой прессе.

Сейчас распространено такое явление, как «заголовочная журналистика», когда читатель просто листает ленту и дальше заголовка он не вникает.

YouTube
Фото YouTube. Скриншот канала

Проверить в других источниках

Не забывайте, что одну и ту же информацию разные СМИ и медиаресурсы подают по-разному. Поэтому рекомендуется всегда проверять информацию в нескольких источниках и провести краткий анализ. 

иллюстративное
Фото иллюстративное

Обратить внимание на описание

Асель Сооронбаева отмечает, не всегда фото и видео, голосовые сообщения могут быть отфотошопленными и смонтированными. Иногда читателя могут ввести в заблуждение описанием к медиапродукту.

«Фото, видео могут быть подлинными, а описание ложным. Поэтому необходимо проверять целиком всю представленную перед вами информацию», - рекомендует фактчекер.

mediakritika.by
Фото mediakritika.by. Пример фейковой информации

Эмоциональные тексты 

Еще один признак fake news - это использование конструкций, бросающих вызов читателю: «Шок!», «Срочно!», «Ты не поверишь!», «Такого ты еще никогда не видел!» и так далее.

«После получения сообщения через мессенджеры, социальные сети и медиа всегда необходимо обращать внимание на свои эмоции. Если вы слишком взволнованы, встревожены, то попытайтесь взвесить все за и против. Настороженно относитесь к информации, где содержатся эмоциональные слова со множеством восклицательных знаков», - предупреждает Асель Сооронбаева.

иллюстративное
Фото иллюстративное

Сервисы для проверки

В Сети можно найти множество бесплатных сервисов по проверке информации, видео и изображений. Элементарно для начала любую новость можно проверить через Google.

Также одной из базовых технологий распознавания изображений является Google Lens. Сервис помогает выявить первоисточник фотографии, вплоть до того, когда и кем она была впервые опубликована.

Популярные новости
Бизнес