Мэрия Бишкека хочет добиться одинакового уровня образования в столичных школах, а еще полностью цифровизировать систему управления образованием. Какие новшества планируется ввести в учебных заведениях, рассказала вице-мэр Виктория Мозгачева.
— У нас ежегодно увеличивается число учеников, первоклассников. Для решения проблемы переполненности школ за счет Единого депозитного счета запланировано возведение семи пристроек. В этом году сдали в эксплуатацию в школах № 12 и 72, на подходе — № 16, еще в двух — № 18 и 59 — идут работы. В школе № 19 пристройка возводится за счет городского бюджета. Также планируем капитальный ремонт в школе № 76, сейчас там проводится экспертиза.
Сегодня насчитывается около 10 учебных заведений, в которые стремятся все попасть, и дети в них учатся в две-три смены, в то время как в других — в одну.
Виктория Мозгачева
Необходимо во всех учебных заведениях поднимать уровень образования, сделать его одинаковым, чтобы дети получали равные возможности, знания. Мы сегодня ведем работу по улучшению качества образования во всех школах, чтобы не было такого, что весь город хочет попасть в десятку «статусных».
— Каким образом вы это хотите сделать?
— Мы рассматриваем несколько вариантов. Необходимо привлекать в такие школы профессионалов, которые могут их поднять. Это могут быть и шефство, и кураторство более популярных учебных заведений, рассматриваем возможность финансового стимулирования. Возможно, средства будут выделять на реализацию определенных проектов, которые помогут поднять уровень образования, чтобы у школ была здоровая конкуренция в плане достижения качественных показателей по обучению детей.
Еще один из вариантов — ротация руководящего состава, педагогов.
Материально-техническая база тоже сильно отличается. Есть активные руководители, которые пишут заявки, добиваются улучшения. Есть школы, где во время пандемии директора, учителя сделали целые ресурсные центры. А есть общеобразовательные учреждения, которые немного отстают в этом направлении. Мы должны их поддерживать, поднимать уровень образования. И не оставлять без внимания ни одну из школ. Сейчас обсуждаем несколько предложений. Мы очень хотим использовать программу SMART-школы.
— Что это за программа?
Одним из первых этапов SMART-среды в школах должно стать введение единого формата электронного дневника для всех.
Виктория Мозгачева
Два-три года назад в Бишкеке действовали пилотные проекты по введению электронных дневников. В итоге работа велась вразнобой и была неэффективной. Мы считаем, что должны быть единые система и структура, которые удовлетворяли бы потребности и родителей, и детей, и школ.
Сейчас мы отрабатываем планы по созданию единого формата электронного дневника. В будущем, возможно, у каждого ученика будет обычная пластиковая карта с общей информацией о ребенке. Ее можно будет использовать на пропускных пунктах (если они есть в учебных заведениях), подвязать к проездным — уже проведены предварительные переговоры с «Тулпаром», посещать школьные библиотеки, столовые. В этом случае родители будут знать, во сколько ребенок пришел в школу, во сколько ушел, где и на чем ездил, что ел в обед.
Считаю, что дневник не должен быть платным. Сейчас мы работаем с центром цифровых технологий по этому вопросу.
Виктория Мозгачева
SMART-среда в конечном итоге должна охватывать в школе все полностью. В будущем эти дневники можно будет объединить с базами районных центров и управления образования для общего контроля и мониторинга. Сразу будут видны и посещаемость общеобразовательных учреждений, и успеваемость учеников. Это облегчает работу и директорам в плане отчетности.
У нас до сих пор в управлении образования нет сводки об успеваемости школьников. А это один из основных факторов, которые говорят об эффективности работы педколлектива, школы. Мы хотим цифровизировать управление образованием. У нас работает более 8 тысяч педагогов. Начисление заработной платы, тарификация по часам — это все должны привести в соответствие, чтобы все проходило автоматически. Сейчас этим занимается большой штат бухгалтеров в районных центрах образования.
Кроме того, автоматизация процессов позволяет контролировать использование ресурсов, проводить анализ.
Сейчас в мэрию обращаются компании, которые готовы внедрить единую цифровую платформу в школах на бесплатной основе. Мы прорабатываем этот вопрос. Есть определенные риски: например, если фирма не предоставит ключи и выставит определенные условия или вовсе уйдет с рынка. В муниципалитете есть центр цифровых технологий, который будет делать это на бесплатной основе. Ключи управления системой будут у мэрии.