01:44
USD 86.79
EUR 90.83
RUB 0.84

Дуйшенбек Ирсалиев: Распродажа государственной собственности себя не оправдала

После обретения независимости Кыргызстан постарался быстро освободиться от управления большим государственным хозяйством и начал передавать крупные и мелкие объекты в частные руки. Особой пользы это не принесло. Сейчас, как и 20 лет назад, по-прежнему актуален вопрос эффективного управления государственными активами. Видением возможного решения проблем поделился с ИА «24.kg» председатель Фонда по управлению госимуществом Дуйшенбек Ирсалиев.

- Вы назначены на должность главы ФУГИ 5 месяцев назад. Как оцените свою работу?

- Тяжело, очень тяжело. В течение 20 лет фонд был закрытой организацией. В последние годы занимались только приватизацией, ничего не производили, ничего не вкладывали. Сейчас разработали новую концепцию по управлению государственными активами. Она согласована с премьер-министром. Сейчас документ на согласовании в кабмине. В ближайшее время постановление о принятии концепции выйдет. Мы полностью пересмотрели свои функциональные обязанности и работу. Она будет прозрачной. Все, что мы будем делать – приватизацию, вклады в производство, как будем управлять компаниями, станет открыто для общественности.

- Не зря говорят, что государство – плохой менеджер. Как изменить ситуацию?

- Последние 20 лет это было просто лозунгом. Действовали по принципу «государство – плохой менеджер, нужно все отдать частникам». И почти все годы независимости государственные объекты отдавали в частные руки. Вы мне покажите хоть одну фабрику или завод, которую в свое время отдали за бесценок, и она сейчас работает. Нет таких.

- Но государство тоже не может вкладывать в развитие производства…

- Сейчас в собственности государства 63 компании. По итогам 2014 года лишь 19 отработали с прибылью. Если будем платить нормальные деньги, обеспечивать работой, платить бонусы, какой может быть плохой менеджер?! Все будут работать. Просто надо создавать условия, не воровать, не заниматься коррупцией.

- В вопросе эффективности управления компанией многое зависит от совета директоров, но сейчас на них много жалоб и нареканий…

- Совет директоров как институт состоялся. Мы должны это признать. Но жалобы на работу его членов тоже факт. Сейчас мы принимаем годовые отчеты от госкомпаний. В апреле пройдут отчетно-выборные собрания. Тогда и будем принимать решение. Я всем дал шанс. Поручил подготовить планы по оздоровлению предприятий, чтобы они вышли на прибыль. Если будут факты, что компания работает в убыток, а совет директоров все равно получал зарплаты и премии, от таких людей будем избавляться. Будем назначать новых менеджеров.

- Еще один проблемный вопрос – судьба национализированных в 2010 году объектов. Парламентарии недовольны работой фонда в этом направлении…

- Вопросы от депутатов правильные. Давно пора поставить точку в вопросе управления национализированными объектами. Мы сейчас над этим работаем, но вопрос затягивается не по нашей вине. Проблема в том, что судебные разбирательства долго тянутся.

- А почему так долго идут суды? Кто затягивает процесс?

- Сейчас бывшие хозяева национализированных декретами временного правительства объектов под разными предлогами хотят вернуть их. С ними и идут разбирательства. Мы создали специальную комиссию, которая изучает историю каждого объекта. Главное, чтобы не было ошибки.

- Кто сегодня распоряжается национализированным имуществом Кадыржана Батырова в Джалал-Абадской области?

- Имущество конфисковано и национализировано. Но от этого имущества доходы в бюджет государства не поступали. Раньше оно находилось на балансе областной администрации. Сейчас ФУГИ создал государственное предприятие, которому и передано все конфискованное имущество. Уже назначено новое руководство, которое будет работать на пользу государства. Пока точных данных о том, сколько можно заработать на этом, нет. Есть производство, земля, сооружения. Этот вопрос мы изучаем и в ближайшее время представим данные.

- А как насчет объектов в Иссык-Кульской области?

- Есть проблемы с «Авророй Грин». Об этом говорила и депутат Алла Измалкова. В свое время Максим и Жаныш Бакиевы построили вокруг «Авроры» пансионаты. Сейчас идут суды. Есть некоторые люди, добросовестные покупатели, которые купили у них земельные участки и построили там коттеджи. Во время национализации это имущество у них забрали. Сейчас все жалобы и заявления бывших владельцев коттеджей изучаются. Работает комиссия, которая и будет принимать окончательное решение по объектам.

- Были ли случаи возврата национализированных объектов?

- Нет. Сейчас мы детально изучаем каждое заявление, решения примут позже.

- Какой из национализированных объектов на сегодня приносит большую прибыль государству?

- Пансионаты и дома отдыха. Много национализированных объектов – это недвижимость. Какой от нее может быть доход?

- Сейчас много нареканий звучит по делу о продаже БНК…

- При оценке объекта работала специальная комиссия. Она устанавливала цену, за которую государство продало БНК. Но если реально посмотреть, то цена была занижена. На аукционе БНК продали за 123 миллиона, а новые хозяева перепродали объект «Роснефти» в 3 раза дороже. Конечно, возникают вопросы. Все материалы по факту продажи сети автозаправок БНК мы передали в Антикоррупционную службу ГКНБ. Они возбудили уголовное дело и снова изучают объект.

- Вы говорили о необходимости назначать новых менеджеров в госкомпании. Но после первого конкурса вдруг решено снизить пороговый балл при тестировании. В стране недостаточно людей, которые соответствуют требованиям?

- Конкурс на резерв кадров в члены правления и советы директоров госкомпаний не проводился полтора года. В декабре 2014-го мы спешно провели конкурс. Но по итогам поступили обращения о снижении порогового балла при тестировании с 70 до 60 процентов. Комиссия, в состав которой входят в том числе представители аппарата президента и правительства, пошла на уступки. Сейчас мы объявили новый конкурс.

- Не повлияет ли снижение порогового балла на уровень профессионализма управленцев?

- Не думаю. Теоретически кандидат может плохо знать какие-то аспекты работы, а вот практически может быть гениальным управленцем. Я считаю, что важнее все-таки опыт и умение организовать работу, а не теоретические знания кандидата.

Популярные новости
Бизнес