Чиновники Кыргызстана рассказывают везде и всем о либеральных законах и налогах. Однако местные предприниматели лишь усмехаются, зная, как много на самом деле подводных камней в отечественной экономике.
Мал да удал
После вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз эксперты хором заговорили о том, что выжить в омуте интеграции нашей стране будет не просто. Дескать, реэкспортная модель экономики, которая сложилась за годы независимости, себя изжила, а новая – производственная - еще не построена.
Отчасти это так. После развала Союза Кыргызстан практически полностью растерял промышленный потенциал. Действующие крупные заводы и фабрики можно пересчитать по пальцам. Да и работают они в основном в сфере добычи полезных ископаемых и электроэнергетики, пополняя бюджет и создавая рабочие места.
Однако не менее существенные показатели может выдать малый и средний бизнес Кыргызстана. На сегодня он занимает почти 40 процентов в структуре ВВП. В секторе трудятся почти полмиллиона человек. И это по официальной статистике.
Бизнес не только успешно выжил в лихие годы кризиса, но и наладил как внутреннее производство, так и экспорт. Сейчас предприниматели объединяются в отраслевые ассоциации, чтобы совместно отстаивать свои права и решать проблемы.
«Бизнес-ассоциации показали себя надежными партнерами в государственно-частном диалоге. Однако для их институционального роста и развития необходимо пересмотреть государственную политику по отношению к данным институтам. Вопрос роли ассоциаций в регулятивной политике предпринимательства крайне актуален и требует оперативного решения», - рассказывает глава Национального альянса бизнес-ассоциаций Эльвира Боромбаева.
Ее поддерживает исполнительный директор Ассоциации молодых предпринимателей Руслан Акматбек. Он считает, что в современных условиях бизнесмены не могут работать отдельно друг от друга. Решать проблемы можно только сообща. Однако даже членство в ассоциации не гарантирует, что государство услышит предпринимателей.
Например, правительство предлагает бизнес-ассоциациям самостоятельно решать свои проблемы. А у них нет достаточных ресурсов, например, для разработки законопроектов. Сейчас выручают международные организации, которые помогают малому и среднему бизнесу. Но в целом проблему это не решает. Предприниматели готовы говорить о трудностях, но чиновники в большинстве случаев на помощь в их преодолении тратить время не хотят.
Моя хата с краю
Другая претензия бизнеса к властям – некомпетентность чиновников. «Сегодня государство нас слышит. Мы можем обсуждать проблемы на самом высоком уровне. Принимаются решения, чтобы облегчить жизнь бизнесу. Но есть сложности в практическом воплощении принимаемых кабмином решений. И проблема в низкой компетенции государственных служащих», - уверен Руслан Акматбек.
Власти отчасти согласны с претензиями. Министерство экономики признает, что в некоторых случаях несвоевременно или неполно исполняются рекомендации бизнеса. Однако тут же добавляют – речь о других министерствах и ведомствах.
Называют и объективные причины, по которым государство не может помочь бизнесу. Речь о возможности подключения к энергомощностям и инженерным сетям. Пока государство не построит новые электростанции и не реконструирует ТЭЦ Бишкека, проблема не решится. А вот ускорить решение других проблем – вполне посильная для государства задача.
Кто поможет бизнесмену?
У каждой сферы бизнеса свои проблемы. Не всегда они понятны представителям других отраслей. Но это не означает, что спорный вопрос не требует решения. Чтобы решать проблемы предпринимателя, одного только участия в бизнес-ассоциации мало. Надо ведь как-то донести проблемы до вышестоящих инстанций. В Кыргызстане с этой задачей относительно успешно справляется Совет по развитию бизнеса и инвестициям. На его площадке не раз поднимали острые и неприятные для властей проблемы.
Руководитель секретариата совета Таалайбек Койчуманов считает, что главная составляющая успешной его работы – постоянный контроль принятых решений. Это позволяет понять, какие министерства и ведомства ставят палки в колеса бизнесу. Однако одним советом сыт не будешь. Пожаловаться на проблемы можно и в Координационный совет при Министерстве экономики.
Законные препоны
В последнее время предприниматели сталкиваются с еще одной проблемой – новые законы. Государство говорит о внимании к бизнесу, а законы принимает абсолютно противоположные. И зачастую предприниматели узнают о новых нормативно-правовых актах не на стадии обсуждения, а на стадии подписания, когда изменить что-то практически невозможно. Фактически в законотворческой деятельности государство само по себе, а бизнес – сам по себе.
Решать проблему начали недавно, запустив проект по анализу законов и подзаконных актов, касающихся бизнеса. В ходе проверки выявили 2 тысячи административных процедур, отобрали только приоритетные — свыше 200, дали предложения по их оптимизации. Если ранее затраты бизнеса на преодоление административных барьеров выливались в солидную сумму — 5,4 миллиона сомов, то после их сокращения расходы уменьшатся вдвое.
Деньги – всему голова
В разговоре с бизнесменами становится понятно – лень чиновников побороть общими усилиями они все же могут. Чего не сказать о другой проблеме – доступе к финансам. После вступления в ЕАЭС малый и средний бизнес оказался на грани исчезновения. Предпринимателям нужна существенная денежная поддержка от государства.
«У нас многие спрашивают: почему при либеральных законах и комфортном налогообложении не развивается бизнес? Нужны стимулирующие меры. У нас слишком мало предприятий малого и среднего бизнеса. Они дают лишь 40 процентов ВВП, когда в развитых странах это 80-90 процентов. Проблема в том, что у нас сложно начать дело», - уверен Руслан Акматбек.
Больше всего страдают предприниматели в регионах. Там залоговое обеспечение оценивается низко. Из-за этого бизнесмен не может получить кредит в том же Российско-Кыргызском фонде развития даже на жизнеспособную идею. Сейчас государство для решения проблемы создает Гарантийный фонд. Но бизнесмены уверены, что решить их проблемы он не сможет. У него слишком мало средств.
Сегодня малый и средний бизнес – наиболее активная часть предпринимательства. В силу небольших размеров именно он оперативно реагирует на любые изменения рынка. В этой же сфере подавляющее большинство товаров и услуг создается без дополнительных крупных финансовых вложений и ресурсов. Однако с изменением экономического курса страны с реэкспорта на евразийскую интеграцию выжить этому сегменту крайне сложно. Именно поэтому впервые за 25 лет независимости бизнес просит государство помочь хорошими законами и доступными кредитами. Учитывая, какой вклад МСБ делает в экономику и бюджет страны, он вправе рассчитывать на внимание государства.