Пока кыргызстанцы украшают елки и продумывают новогоднее меню, чиновники преподносят «сюрпризы». Кабинет министров неожиданно нашел способ увеличить количество контрольно-кассовых машин (ККМ), применяемых в стране.
Это не информационная кампания или денежные стимулы. Просто «наверху» решили заставить госслужащих собирать чеки.
На первый взгляд кому-то покажется каким-то сюром. Но в Кыргызстане это суровая реальность. Старая площадь в очередной раз проводит реформы по одной ей ведомой схеме.
Не сдашь — получишь выговор
Из администрации президента на прошлой неделе во все государственные органы поступило письмо с требованием собирать ККМ-чеки. В письме говорится, что на ежемесячной основе до особого распоряжения администрации главы государства руководители должны обеспечить своевременный и неукоснительный сбор кассовых чеков всеми сотрудниками организаций без исключения на сумму в соответствии со следующей градацией:
- лицам, занимающим руководящие должности, — от 15 тысяч сомов и выше;
- сотрудникам — от 10 тысяч сомов и выше.
Все собранные чеки каждый месяц необходимо передавать в территориальные управления Налоговой службы.
Предусмотрена также ответственность за некачественно собранные чеки.
Глава Налоговой службы Алтынбек Абдувапов должен взять под свой контроль исполнение поручения и каждый месяц отчитываться в администрацию президента.
Сначала даже казалось, что это шутка. Зачем кабинету министров и уж тем более фискалам контролировать, сколько тратят бюджетники и собирать их чеки? Но в социальных сетях стали публиковаться письма министерств и ведомств, а также государственных компаний с поручением всем своим сотрудникам собирать чеки. Сами ведомства подтверждали журналистам подлинность документов, всплывших в Сети. Внятно объяснить, зачем это делается, никто из них не мог.
«Во исполнение письма администрации президента» — это единственная причина, которая озвучивалась.
Кыргызстанцы негодовали. Они искренне не понимали, с чего вдруг не просто решили залезть к ним в карман, но еще и пытаются контролировать их траты.
«В селах очень трудно найти магазин с ККМ, многие закупаются на рынках. Зарплата составляет 10 тысяч сомов. Руководство требует чеки. Моя подруга работает учителем. Им сказали, если не предоставят чеки, будет выговор», — сообщила журналистам читательница.
Ей вторили и другие бюджетники. Они отмечали, что все контрольно-кассовые машины сейчас работают в онлайн-режиме и автоматически передают данные в Налоговую службу. Да и попытка властей контролировать расходы и решать, где совершать покупки, тоже не добавляла поддержки инициативе чиновников. Но ответов на вопросы так и не было.
Странные методы борьбы
После поднявшегося ажиотажа и публикаций в СМИ кабинет министров все-таки решил прокомментировать свое решение. Оказалось, что внедрение сбора кассовых чеков госслужащими проводится в рамках налоговой реформы и борьбы с теневой экономикой.
«Для улучшения структуры и обеспечения устойчивого экономического роста была внедрена практика сбора кассовых чеков государственными служащими. Относительно этой инициативы следует отметить, что каждый потребитель, включая государственных служащих, обязан требовать выдачу кассовых чеков при покупке товаров или получении услуг. Эта инициатива направлена на укрепление налоговой дисциплины, борьбу с теневой экономикой, увеличение налоговых поступлений и создание более справедливой и прозрачной экономической среды», — рассказали в кабмине.
Государственные служащие должны стать примером для граждан в требовании кассовых чеков.
Кабинет министров
В правительстве считают, что их инициатива призвана создать более прозрачную экономическую среду, где документирование транзакций и соблюдение налогового законодательства становятся основой здоровой экономики. Требуя кассовый чек, гражданин защищает свои права потребителя, обеспечивая возможность обмена товара или возврата денежных средств.
«Этот простой шаг борется с теневой экономикой, снижает незаконные сделки и увеличивает налоговые поступления. Кроме того, такая мера способствует прозрачности, улучшая отслеживание финансовых потоков и повышая ответственность предпринимателей. Важно отметить, что это также поддерживает налоговую реформу, содействуя более справедливой системе налогообложения и экономическому равенству», — говорится в сообщении.
Требование предоставлять кассовые чеки местным налоговым органам не затрагивает финансовую составляющую государственных служащих. Это лишь констатация факта получения чеков.
Кабинет министров
«Эти шаги направлены на создание стабильной и устойчивой экономической среды, где каждый участник вносит свой вклад в общее благополучие страны. Сбор кассовых чеков становится неотъемлемым элементом национальной стратегии по улучшению финансовой структуры и обеспечению устойчивого экономического роста», — заключили в кабмине.
Принуждение к честности
Заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов в беседе с 24.kg заявил, что такие меры — часть политики республики по увеличению использования ККМ.
«Это массовая воспитательная работа. Мы всех граждан просим требовать чеки. А госслужащих мы обязываем, требуем, чтобы они выполняли эту работу. Пока это добровольно-принудительная кампания. Когда везде будут ККМ, граждане сами будут требовать, потому что будет работать система кешбэка. Каждый государственный служащий проводит политику руководства государства. Они должны ей следовать. Можно сказать, что это такая воспитательная мера», — прокомментировал он.
Получается, что вместо стимулирования требовать чеки государство пошло по пути наименьшего сопротивления — заставить бюджетников.
Налоговая проводит лотерею «Требуй чек — выиграй приз!» второй год. Многие кыргызстанцы в ней участвуют. Но это только один из способов. Ведь выиграть в такой акции может ограниченное число людей. Большинство же остается не у дел и со временем просто перестает требовать чеки.
Нужен более действенный инструмент. И он есть. Еще в начале года председатель Налоговой службы Алтынбек Абдувапов пообещал, что в стране введут так называемую систему кешбэка.
Кыргызстанцам обещали возвращать часть средств от покупок благодаря сканированию чеков в приложении «Салык чек».
Но прошел год, а все осталось на своем месте. Кабинет министров так и не смог определиться, какую сумму готов вернуть. А ведь эта простая схема реально стимулировала бы кыргызстанцев везде и всюду требовать чеки. Да, суммы возвращались бы совсем не большие. Но за год получался бы неплохой доход.
Напомним, такую систему уже сейчас применяют многие банки при оплате картами. Но власти почему-то решили, что принудиловка — более действенный механизм. Или дело совсем не в желании увеличить количество ККМ?