С начала весны кыргызстанцы сталкиваются с проблемами наличной валюты. Найти доллары все сложнее, а точнее практически невозможно. В обменных бюро, если и предлагают, то ветхие купюры, в коммерческих банках - различные ограничения.
Нашлись и те, кто предлагает купить валюту по явно завышенному курсу. Стало очевидным, что к нам вернулся черный рынок валюты. Это видят все, кроме Национального банка, который не спешит исправлять ситуацию.
Менялы уходят в Сеть
Сегодня появившимся менялам необязательно бродить с барсетками денег у обменных бюро и банков. Цифровизация, о которой так много говорят чиновники, стала для них большим подспорьем. Они создают каналы в Telegram, где сообщают заинтересованным лицам о наличии иностранной валюты или желании ее купить. Чтобы понять, как это работает, журналист 24.kg вступила в одну из таких групп.
За 14 часов наблюдения за каналом к нему присоединилось более 100 пользователей. Всего в нем почти 4,5 тысячи участников.
За полдня в канале опубликовали объявлений о продаже рубля на 2 миллиона 105 тысяч по курсу 1,322 — 1,4 сома. Сумма продажи долларов за несколько часов составила $37,2 тысячи по курсу 84,7 — 85 сомов.
Чтобы купить у менял валюту, нужно писать им в личные сообщения. Но, оказалось, отвечают не всем, а только проверенным.
Сегодня официальный курс доллара в Кыргызстане составляет 83,139 сома. Коммерческие банки продают американскую валюту по 83-84 сома и покупают по 82,5-83 сома. В обменных бюро доллар покупается по 83,5 сома, продаются по 84,5 сома. Некоторые обменки не выставляют курс продажи из-за отсутствия наличной валюты.
Разместить объявление о покупке долларов в Telegram-канале можно только после привлечения в него 20 новых участников.
Большинство сообщений публикуют одни и те же пользователями. Судя по фотографиям, это молодые парни. Возможно, они связаны с обменными бюро.
Время рубить капусту
Очевидно, что на дефиците иностранной валюты кто-то наживается.
Председатель Ассоциации обменных бюро «Альянс» Думан Рыскулов, отвечая на вопросы 24.kg, не исключил, что операции на черном рынке могут проводить родственники или другие приближенные лица работников обменок и коммерческих банков.
«Среди них могут быть и те, у кого есть большие суммы денег, и они не против их приумножить за счет разницы курсов. Это создает угрозу безопасности для любого человека, потому что за счет черного рынка увеличивается обращение фальшивых банкнот», — сказал Думан Рыскулов.
Он добавил, что встречи для обмена валюты участники группы назначают в людных местах, где сложно и опасно пересчитывать деньги.
Нелегальным менялам опасаться нечего. За такую незаконную деятельность, по словам председателя Ассоциации обменных бюро, предусматривается лишь административный штраф.
«Национальный банк пытался проводить рейды по Telegram-каналам. Регулятор выявил несколько фактов. Граждан оштрафовали за нелицензированную деятельность», — пояснил Думан Рыскулов.
Ранее Национальный банк сообщал о трех случаях наложения штрафов в сумме 17 тысяч 500 сомов на граждан Кыргызстана. Один из них на Иссык-Куле.
Почему обострилась ситуация
Работники обменок отмечают, что черный рынок существовал и ранее, но активизировался сейчас. Они объяснили, что ранее дефицит наличных долларов компенсировали сами, продавая их без ограничений.
«Работа обменных бюро не стабильна. Если есть предложение, то валюту продают гражданам без ограничений. Если денег нет, обменки сами ограничивают продажу по примеру коммерческих банков. У каждого бюро своя политика», — рассказал Думан Рыскулов.
С введением НБ КР ограничений на операции между обменными бюро и коммерческими банками нехватка наличной валюты увеличилась.
Эту меру, напомним, регулятор ввел в конце июля.
Думан Рыскулов объяснил, что ранее они могли заключать двусторонние соглашения с комбанками о конвертации валют. Объемы сделок и курс, по которому они проводились, обсуждались без вмешательства Нацбанка. Но принятие регулятором постановления по ограничению суточных операций между банками и обменками сократило валютные предложения, что усилило дефицит наличности.
Что говорит регулятор
Нехватка живых денег наблюдается и в соседних странах. Чтобы остановить вымывание долларов и евро из своих экономик, Казахстан и Россия весной ввели ограничения на суммы, которые люди могут вывозить в наличной форме.
В Кыргызстане Министерство экономики и коммерции разработало аналогичное постановление, но его не приняли. В Нацбанке это объяснили тем, что подобное решение может причинить вред экономике.
«Законодательство Кыргызстана предусматривает свободное движение капитала, что означает возможность свободного ввоза/вывоза иностранной валюты в/из страны физическими и юридическими лицами. Учитывая особенности экономики, запрет на вывоз наличных долларов из страны не вводили, поскольку подобное ограничение на данном этапе может негативно отразиться на экономической стабильности и благосостоянии населения», — аргументировал регулятор.
Дополнительными факторами недостатка наличных долларов, по данным Нацбанка, сейчас являются нарушение логистических цепочек поставки в страну валюты и спекулятивные операции.
«Для предотвращения валютных спекуляций и сговора между банками и обменными бюро Национальный банк ограничил обменные операции банком с обменками в пределах суммы оборотных средств последних», — объяснили в Национальном банке.
Как наладить ситуацию
Делать точные прогнозы по валютному рынку сейчас редко кому удается. Весной эксперты оптимистично счтиали, что туристы насытят внутренний рынок иностранной валютой, но прогноз не оправдался.
По данным российских СМИ, летом 2022-го Кыргызстан оказался в топе туристических направлений среди россиян. Эксперты не исключают вывоза долларов из-за того, что в РФ их по-прежнему мало.
«Об этом мы можем рассуждать как наблюдатели. Дефицит наличной валюты ощущается во многих странах. В Кыргызстане проблему комбанки решают своими силами, поэтому начали взимать комиссию за обналичивание валюты, потому что им она приходит не бесплатно», — пояснил 24.kg исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков.
По данным Национального банка, минимальный размер комиссии в комбанках за обналичивание долларов составляет 0,4 процента, максимальный — 5 процентов от снимаемой суммы.
Банковское законодательство, как отмечает регулятор, предусматривает самостоятельное установление банками комиссионных вознаграждений и тарифов за свои услуги, обеспечив открытость и доступность информации для потребителей.
Аскар Сыдыков считает, что ситуация с нехваткой наличной валюты могла бы решиться при централизованной координации регулятора. «Национальный банк мог бы закупить по своим каналам необходимый объем наличной валюты и распределить его среди комбанков», — сказал эксперт.
По его мнению, целесообразным решением может стать и введение лимита для обналичивания валюты и введение ограничений по ее вывозу.