09:57
USD 86.79
EUR 90.83
RUB 0.84

Коррупция.kg: как отучить чиновника воровать?

Который год в Кыргызстане неустанную борьбу с коррупцией ведут сразу несколько компетентных органов. Но похвастать результатами не могут. Отчего же? Эксперты уверяют, что в КР недостаточная нормативная база, и предлагают принять очередной антикоррупционный закон.

Чиновник взяткой богатеет

Чиновники то и дело подводят итоги борьбы с коррупцией. Регулярно звучат заявления, что уровень коррупции в Кыргызстане стабильно снижается. Но если послушать разговоры простого народа, то рисуется совсем другая картина. То ли мы не в той стране живем, то ли «борцы» стараются не очернять и без того серые будни.

Глупо отрицать очевидное. Из года в год, изо дня в день коррупции меньше не становится. Каждый день СМИ публикуют сообщения о задержанных за получение взяток чиновниках. Не будем ходить далеко. Вот сообщения только за последнюю неделю.

С поличным при даче взятки задержан представитель грузоперевозочной компании в Баткенской области. Он предложил 30 тысяч сомов работнику пункта весового контроля «Кок-Талаа» за проезд 15 грузовых автотранспортных средств, которые нарушили законодательство о весогабаритных нормах.

Сотрудники таможни и департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе вымогали деньги у граждан за оформление автомашин на основании поддельных правоустанавливающих документов. Пригнаны в КР и прошли таможенную очистку более тысячи автомашин разных моделей и объемов. Ущерб от одного авто составляет от $2 до $4 тысяч.

Отдел Антикоррупционной службы ГКНБ по Таласской области выявил факты злоупотребления должностным положением при предоставлении земельных участков в айыльном округе Ак-Добо Бакай-Атинского района.

Неправомерными действиями должностных лиц Панфиловского районного управления аграрного развития Чуйской области государству нанесен ущерб в 615 тысяч сомов.

Руководство и сотрудники постов весогабаритного контроля «Кызыл-Адыр» и «Кемин» уличены во взяточничестве. Они, предоставляя недостоверные сведения о массе и габаритах груза транспортных средств, пропускали перегруженные машины.

Всему виной - конфликт интересов?

Этот список можно продолжать до бесконечности. А ведь есть и так называемые громкие дела. Периодически в коррупционных скандалах оказываются замешанными градоначальники, министры и депутаты парламента. Дела, как правило, до судов и реальных приговоров доходят крайне редко. Но факт остается фактом. Уровень коррупции в Кыргызстане по-прежнему крайне высок.

Что же делать? Мириться с происходящим не получится. Иначе итог будет печальным. События последних десяти лет тому лучшее свидетельство. Нужно менять ситуацию. Но как? Эксперты уверены - для начала надо найти причину коррупционных проявлений. Они практически единогласно утверждают, что главная наша беда - в конфликте интересов чиновника и государства.

«Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на принятие решения. Он может нанести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Конфликт интересов – ситуация, когда возникает коррупционная мотивация. Проще говоря, речь о возможности использования чиновником служебного положения для извлечения выгоды. Естественно, что при этом наносится ущерб интересам организации или государства», - говорит эксперт Бакытбек Сатыбеков.

По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), конфликт интересов остается серьезной проблемой в странах Центральной Азии. В том числе, на самом высоком уровне. В пример можно привести ситуацию, когда депутаты парламента и министры контролируют коммерческие предприятия и одновременно получают государственные дотации, бюджетное субсидирование и госзаказы.

«Правила предотвращения и урегулирования конфликтов интересов недостаточно разработаны во всех странах региона. В законодательствах большинства из них отсутствует понятие «конфликт интересов», или оно является недостаточно четким. Имеющиеся нормативные положения о конфликте интересов, как правило, содержатся в законах о государственной службе или в специальных законах, регулирующих деятельность конкретных ведомств. Они обычно определяют базовые ограничения на публичной службе: прием на работу лиц с криминальным прошлым, работу под непосредственным руководством близких родственников, занятие коммерческой деятельностью», - говорится в отчете ОЭСР.

Что приходит на ум? Да-да, та самая история с компанией «Градиент», некогда принадлежащей первому вице-премьер-министру Тайырбеку Сарпашеву. А еще всплывают имена экс-министра энергетики и по совместительству главы фармацевтической компании Осмонбека Артыкбаева, экс-главы Госстроя и владельца строительных компаний Каныбека Нарбаева. Правительство не раз обвиняли в том, что оно практически сплошь состоит из бизнесменов, но ситуация не меняется. А ведь именно с этого и начинается коррупция.

Никаких подарков и пожертвований?

Отечественных чиновников почти все годы независимости рьяно пытаются отучить воровать из государственной казны. Для этого постоянно принимаются антикоррупционные законы. Один из последних – новая редакция закона о государственных закупках. В нем черным по белому написано, что не только компании чиновников, но и их ближайших родственников не могут участвовать в тендерах. Более чем полезный и нужный закон. Ведь требования закона о госслужбе, запрещающего чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, наши государственные мужи научились легко обходить, оформляя компании на родню.

Но эксперты уверены, этого нововведения недостаточно, чтобы избежать конфликта интересов. Практически в каждом нормативно-правовом акте есть коррупционные лазейки. Они и открывают дорогу нечистым на руку чиновникам. Именно поэтому стране необходим единый закон, который стал бы своего рода фильтром для других НПА на предмет коррупционной составляющей.

Такой документ разработан экспертным сообществом. Специалисты решили взять за основу опыт Грузии. Там в свое время приняли специальный закон о конфликте интересов и коррупции в публичной службе. В нем четко прописаны все случаи, когда возникает конфликт интересов, и правила поведения чиновников.

«В отечественном варианте закона о конфликте интересов кроме общих положений, которые схожи с отдельными нормами других законов, также есть нововведения. Принципиальным новшеством является наличие норм, предусматривающих не только борьбу с результатами проявлений в обществе конфликтов интересов и коррупции, но и положений, направленных на предупреждение этого явления», - говорят инициаторы законопроекта.

В документе прописан круг лиц, к которым применяется законопроект. Также он содержит ограничения на принятие подарков, пожертвований, использование информации должностным лицом. Есть препятствия для должностных лиц представлять физических и юридических лиц и нормы, связанные с прекращением работы должностного лица на госслужбе.

Способ борьбы с неугодными?

Пока законопроект проходит стадию общественного обсуждения. Затем инициаторам предстоит убедить правительство и парламент, что документ действительно важен и нужен. Но уже сейчас эксперты нашли в законопроекте промахи, которые могут помешать его практической реализации.

«В целом продвижение законопроекта о конфликте интересов видится как существенный и крайне необходимый шаг в борьбе с коррупцией в Кыргызстане. К сожалению, в законопроекте не предусмотрена централизация функций по управлению конфликтом интересов в одном государственном органе. Между тем, целесообразно создать ведомство или орган, ответственный за исполнение документа. Либо закрепить ответственность за его реализацию за антикоррупционным ведомством», - говорит Бактыбек Сатыбеков.

Скептики уверены, что законопроект о конфликте интересов в лучшем случае станет очередным документом, который каждый исполняет в собственных интересах. В худшем – способом властей избавиться от неугодных. Но инициаторы документа все еще верят в чудо…

Популярные новости
Бизнес