Регулярные проблемы с нехваткой ГСМ в Кыргызстане может решить массовый переход автотранспорта на использование сжиженного газа, считает глава компании Red Petroleum Акылбек Маматов.
— Может ли переход на сжиженный газ решить топливную проблему Кыргызстана?
— Рынок сжиженного газа (СУГ) в Кыргызстане находится на этапе развития. Сейчас его потребление составляет порядка 80-100 тысяч тонн в год. Это не более 10 процентов от потребления нефтепродуктов. В мире потребление сжиженного газа растет из года в год — на сегодня насчитывается более 30 миллионов авто на газомоторном топливе. В 2001 году потребление СУГ в мире составляло 66 миллионов тонн в год, к 2030 году прогнозируется потребление в 300 миллионов тонн. Есть яркий опыт Японии и Кореи — у них на сегодня это основной вид топлива, в Китае стремительно растет потребление СУГ, к 2025 году они достигнут порога в 60 миллионов тонн. Крупнейший нефтетрейдер Shell прогнозирует к 2040 году, что 60 процентов потребителей газового топлива перейдут на сжиженный газ. И, конечно, если говорить о нашем рынке, то газомоторное топливо может создать существенную альтернативу традиционным нефтепродуктам. Вопрос, когда, остается второстепенным, несмотря на тот факт, что переход на этот вид топлива не составит большого труда для кыргызстанцев. Это возможно сделать даже не меняя вид автомобиля.
— Чем переход на сжиженный газ выгоден самим кыргызским потребителям?
— Если принять во внимание, что объемы беспошлинных поставок бензина и дизеля увеличились. Для потребителей сжиженный газ обходится однозначно дешевле, — считает Акылбек Маматов. — Это наивысшее его преимущество, после его уровня экологичности.
Ведь у этого вида газа высокое октановое число — 105, чего никакой вид бензина не достигнет. И газ дешевле бензина в два раза.
Вы можете представить, если вся страна перейдет на класс топлива Евро-6? Мы могли бы одним движением перешагнуть далеко вперед и по экологическим стандартам равнялись на Европейские страны. Важно отметить и риски перехода к новому топливу. Надо контролировать качество установки газовых баллонов в авто, водитель должен соблюдать правила эксплуатации. Газ имеет повышенную летучесть, и может быстро сконцентрироваться в маленьком пространстве, соответственно требуется технический надзор. Государство много лет назад возложило ответственность на самих автовладельцев, а при массовом употреблении сжиженного газа станет необходимо возвращать обязательное техническое паспортирование авто.
— Можно ли развернуть необходимую инфраструктуру для перехода в кратчайшие сроки или это дело нескольких лет?
— Нарастить базу автогазозаправочных станций при нынешних существующих нормах невозможно. У нас применяются устаревшие правила (СНИП), которые не учитывают современные технологии, их необходимо на законодательном уровне обновлять. Такие требования не позволяют быстро развивать инфраструктуру, а в соседних странах упрощенные процессы помогают развивать рынок ускоренными темпами. К примеру, в Таджикистане в 2010 году ввели пошлину так же, как и Кыргызстану, но нам предоставляли квоту. Соседи тогда начали переходить на газ, и на сегодня там потребление СУГ составляет 60-70 процентов от общего рынка, а бензина потребляют в год всего 40-50 тысяч тонн, при этом количество населения значительно превышает населения Кыргызстана. В Узбекистане есть собственное производство природного газа, в Казахстане ежегодно растет его потребление.
То есть Кыргызстан сильно отстает в применении экологичного газового топлива, скорее всего, из-за устаревших строительных норм, не позволяющих развивать инфраструктуру под его применение.
Со стороны правительства было бы верным шагом объявить льготный период налогообложения, что поможет рынку быстрее перейти на потребление сжиженного газа, ведь этим шагом страна сможет решить и топливный кризис, связанный с ростом цен, и нынешние экологические вызовы, от которых не получится убежать. Для Кыргызстана положительно сказываются и объемы беспошлинных поставок топлива, однако сжиженный газ тоже топливо, и нужно это учитывать! — подчеркнул Акылбек Маматов