00:15
USD 86.50
EUR 91.18
RUB 0.86

Центральная Азия и Евросоюз: возможно ли равноправное партнерство

В Чолпон-Ате пройдет второй саммит «Европейский союз — Центральная Азия» с участием руководителя Европейского совета Шарля Мишеля. Пресс-службы президентов Казахстана, Узбекистана и Таджикистана подтвердили, что Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мирзиеев и Эмомали Рахмон прибудут в Кыргызстан.

Глава Туркменистана Сердар Бердымухамедов на саммит не приедет. Официальный Ашхабад будет представлять заместитель председателя кабинета министров Нурмухаммет Аманнепесов.

Эксперты считают, что никаких прорывов, крупных соглашений или решений ждать не стоит. Эта встреча имеет символическое значение и демонстрирует, что регион интересен не только России и Китаю. В Европе хотят сотрудничать с государствами ЦА.

Выгода с интересом

Это вторая встреча лидеров стран региона и председателя Европейского совета Шарля Мишеля. Первая состоялась в Астане 27 октября 2022 года.

А 19 мая в Алматы прошел второй экономический форум «Центральная Азия — Европейский союз». Участники обсудили вопросы углубления межрегионального сотрудничества и дальнейшие шаги по реализации взаимодействия между странами региона и ЕС в трех ключевых приоритетных областях:

  • переход к зеленой экономике и цифровой трансформации;
  • улучшение бизнес-среды в Центральной Азии;
  • расширение торговли и транспортной взаимосвязанности.

Каждому из государств региона тоже есть что предложить Евросоюзу.

Например, Казахстан готов увеличить поставки продовольственных товаров и зерновых. В страны Европы только пшеницы экспортируется свыше 5 миллионов тонн в год. Кроме того, РК может начать экспорт более 100 видов продукции машиностроения, металлургии и химической промышленности на сумму около $1,5 миллиарда.

Узбекистан предлагает Европе подключиться к развитию регионального туризма и также заявляет, что готов начать поставки сельскохозяйственной продукции и текстиля.

Кыргызстан и Таджикистан рассчитывают на участие ЕС в совместных проектах по использованию водноэнергетических ресурсов и переработке различных полезных ископаемых.

Что касается интересов Европейского союза к Центральной Азии, то они тоже четко обозначены.

В ЕС обеспокоены увеличением реэкспорта через территории стран ЦА товаров двойного назначения, которые Россия может использовать в наращивании вооружения против Украины.

Эксперт Медет Тюлегенов считает: на саммите в Чолпон-Ате стороны затронут и вопросы безопасности — что делать с теми государствами, которые остаются лояльными к РФ.

«А это страны, образующие наш регион. Окончательно нивелировать присутствие России в Центральной Азии сложно, и в Европе это прекрасно понимают. У Москвы сохраняется достаточно много рычагов давления. Но тема реэкспорта и введения вторичных санкций в отношении государств, которые помогают РФ обходить эти ограничения, будет обозначена. Кроме того, ЕС и в целом условный Запад до конца не определились, какова их цель в войне в Украине», — отметил он.

Понятно, что ключевое для Евросоюза — это не дать Украине проиграть.

Медет Тюлегенов

Он рекомендует политическим элитам в ЦА начать работать на долгосрочную перспективу, чтобы регион стал полноправным партнером для Европейского союза. Но для этого в первую очередь следует оторваться от Москвы как центра тяжести и не превратиться в вассала Китая.

Разговор начистоту

Между тем в преддверии саммита пять международных правозащитных организаций призвали Шарля Мишеля обсудить основные проблемы в области прав человека с лидерами стран Центральной Азии и потребовать конкретных шагов по улучшению ситуации для дальнейшего укрепления партнерских отношений ЕС с государствами региона.

Главу Совета Европы просят подчеркнуть, что необходимо привлечь к ответственности всех виновных в серьезных нарушениях прав человека, связанных с прошлогодними политическими кризисами в регионе, когда власти применили жесткие меры для подавления массовых протестов и последовавших за ними беспорядков в Казахстане, Горно-Бадахшанской автономной области в Таджикистане и Каракалпакстане в Узбекистане.

Правозащитники призвали Шарля Мишеля выразить обеспокоенность по поводу инициатив властей, направленных на стигматизацию и ограничение деятельности НПО, в том числе финансируемых из-за рубежа, включая проект законодательства, недавно выдвинутый депутатами в Кыргызстане, и потребовать прекращения преследования активистов, правозащитников, журналистов и блогеров, критикующих власти в странах региона.

«Для ЕС имеет важное значение соблюдение стандартов по правам, гражданским и политическим, человека. В частности, придерживаются ли государства Центральной Азии своих обязательств в рамках международных договоров по защите и сохранению свободы слова, выражения мнений, проведения мирных собраний и права на объединения», — сказал эксперт Азамат Акенеев.

Не думаю, что в Брюсселе или Берлине хотят иметь дело с диктатурами. Но в том же Кыргызстане, к примеру, мы наблюдаем, как идет ужесточение по отношению к независимым СМИ, НКО. Результат — катастрофическое падение по всем международным рейтингам. Низкие показатели не могут не сказаться на инвестиционной привлекательности.

Азамат Акенеев

В свою очередь политолог Эмиль Джураев заметил, что Евросоюз будет воспринимать государства Центральной Азии как равных партнеров только в случае их стабильной, выверенной политики сотрудничества с внешними акторами. Безусловно, приверженность ключевым маркерам демократии важна, но для полноценных отношений с ЕС или другими сторонами странам региона важно еще и показывать, и доказывать, что они не являются сателлитами Москвы.

«Важность Центральной Азии для Евросоюза сильно преувеличивать нельзя, конечно. Однако уже присутствует интерес в Европе к энергетическим ресурсам ЦА — нефти и природному газу, причем это активно является темой сотрудничества пару десятков лет, но сейчас, возможно, оно стало еще более приоритетным. Есть разные другие интересные сферы. Если Россия или Китай рассматривает отношения Центральной Азии с Европейским союзом с ревностью, то это вопрос к ним. Понятно, что для РФ страны региона остаются одними из очень немногочисленных дружественно настроенных», — подчеркнул эксперт.

Центральная Азия в принципе продолжает пребывать неким сырьевым придатком в отношениях и с Россией, и с Китаем, и с Западом. Менять это положение — в зоне ответственности самих государств региона.

Эмиль Джураев

В то же время в ЕС осознают, что полностью вывести ЦА из спектра приоритетов РФ не получится. Но разнообразить внешние отношения, предложив лидерам стран региона другие варианты сотрудничества, Евросоюз, конечно, может.

С прицелом на перспективу

Европейский союз одним из первых еще в 2007 году принял стратегию по Центральной Азии, которая была обновлена и дополнена в 2019-м.

Эксперт Наргиза Мураталиева напомнила, что Европа выгодно отличается от других центров силы прозрачностью своих целей в регионе, последовательностью политики, а также готовностью поддержать внутрирегиональное сотрудничество в ЦА конкретными проектами.

Но не следует также забывать, что ЕС для Центральной Азии представляет собой не только модель в вопросах демократизации, образования и прав человека, но и важного партнера в вопросах торговли, перехода к зеленой экономике, решения проблем климата, безопасности, цифровизации, а также развития транспортных коридоров.

Наиболее значимым для Евросоюза является развитие транскаспийского транспортного маршрута.

«С нашей стороны в первую очередь политические элиты будут ожидать европейских инвестиций и конкретных проектов для развития вышеперечисленных направлений сотрудничества. Кыргызстан заинтересован в сохранении статуса ВСП+. Если говорить о гражданском обществе стран ЦА, то здесь ожидания связаны с поддержкой развития свободных масс-медиа, деятельности неправительственного сектора, проектов в сферах гендерной политики, образования», — отметила Наргиза Мураталиева.

Еще один момент, на котором экспертное сообщество акцентирует внимание: в 2021 году была запущена инициатива Global Gateway — стратегия Европы по обеспечению лучшей взаимосвязанности мира в соответствии с ценностями и стандартами ЕС. А недавно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала создать альтернативу инициативе Китая «Один пояс — один путь». Речь идет о пакете в размере 600 миллиардов евро, который Европейский союз запускает вместе с США и другими государствами для целенаправленных инвестиций в инфраструктуру на глобальном юге.

На мой взгляд, пока что рано говорить о создании альтернативы инициативе КНР в нашем регионе, так как этот саммит, скорее, встраивается в общую логику институциализации связей ЕС со странами ЦА и намерения их интенсифицировать и скорректировать свои подходы.

Наргиза Мураталиева

Значение Центральной Азии для Евросоюза еще больше возросло с началом войны в Украине в нескольких плоскостях: как альтернативный источник энергоресурсов, как транзитный хаб в обход России и как еще не определившийся игрок в меняющейся архитектуре безопасности на Евразийском континенте.

Очевидно, что у ЕС есть что предложить государствам региона, и в Европе озабочены вопросами безопасности и поэтому стараются наладить сотрудничество с Центральной Азией таким образом, чтобы ограничить доступ РФ к военным технологиям.

Другой вопрос, что политические режимы в Астане, Ташкенте, Бишкеке, Душанбе и Ашхабаде не по всем направлениям готовы развивать партнерство со странами Европейского союза. Подтверждают этот тезис регулярные нападки на свободу слова и репрессивные методы расправы с несогласными. И, чтобы превратиться из объекта влияния в субъект внешней политики, ЦА следует работать над усилением своих позиций на мировой арене, но не поодиночке, а в формате интеграционных проектов. Одновременно проводить реформы у себя в государствах, чтобы консолидировать общество и власть.

Популярные новости
Бизнес