05:07
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Меню для депутатов на «кухне» ЦОН

Ничто сегодня не изменило обычный ход рабочего дня в Центре обслуживания населения в Бишкеке. Граждане, пришедшие с заявками на получение паспорта, по вопросам прописки-выписки, другим срочным и не очень делам, спокойно сидели в зале и ждали очереди-номера на электронном табло или звукового вызова. А вот в пункте сбора биометрических данных совсем немноголюдно. Вероятно, чтобы убедить личным примером еще не сдавших свои данные людей, к столу с оборудованием проходит депутат Жогорку Кенеша Мыктыбек Абдылдаев. В этот день свои биометрические данные сдадут здесь еще несколько депутатов. На самом деле визит парламентариев был нацелен на то, чтобы посмотреть, как в учреждении исполняется Закон КР «О биометрической регистрации граждан КР», что мешает и что еще нужно предпринять.

По мнению депутата Абдыжапара Бекматова, для работников ЦОН удобно, когда все районы обслуживаются в одном месте. Для населения же лучше было бы приходить за получением паспорта, например, по месту жительства. Работники же центра уверены, что справляются с потоками людей.

«Сначала поток желающих сдать биометрические данные был большой, потом в среднем стало приходить до 35-40 человек в день», - отмечает замдиректора госпредприятия «Инфоком» Акын Мамбеталиев. Тем не менее более миллиона людей в стране еще не прошли эту процедуру. На вопрос, что еще следует предпринять для усиления информационной кампании, он ответил, что будет проведен тендер на разработку видеороликов, в городе устанавливаются рекламные щиты-билборды.

«Сбор биометрических данных люди связывают только с выборами, а это неправильно, - комментирует ситуацию глава парламентского комитета по правам человека, конституционному законодательству и госустройству Наталья Никитенко. – Есть проблемы в информационной кампании, потому мы и решили организовать мониторинговый визит. Возможности у центра неплохие, но не все люди получают информацию - в том числе и через СМИ - о преимуществах биометрии. Есть опасения, подозрения, страхи. Биометрику логически привязали только к выборам. На самом деле задачи у нее гораздо шире. Доступ к услугам, электронное правительство, облегчение взаимодействия между человеком и госорганами - это основные задачи единого регистра. На наш взгляд, информационная кампания со стороны правительства недостаточно эффективно это разъясняет».

С этим соглашается и первый замдиректора ЦОН Ильяс Еркеев, отмечая, что людям нужно это разъяснять, привлекая СМИ, телевидение, радио, местные власти в регионах.

В межрегиональном отделе паспортно-визовой регистрационной работы Наталья Никитенко поинтересовалась у начальника, предусмотрены ли мобильные группы по обмену паспортов 1994 года в помощь больным, пенсионерам, домам для престарелых. На что он ответил, что выездная группа существует, и для пожилых людей созданы все условия.

«Мы видим, что условия для обмена паспортов в этом центре созданы. Но есть вопросы относительно мобильных групп. Потому что в них действует принцип заявителя, а есть социальные объекты, больницы, дома для престарелых, места лишения свободы, по которым эти группы должны взаимодействовать, - отмечает Наталья Никитенко. - Нам и правительству предстоит провести большую информационную кампанию по охвату населения, особенно в отдаленных регионах. Мы приняли постановление о бесплатном обмене паспортов образца 1994 года, но многие пожилые люди не могут сами прийти и не всегда знают, куда позвонить, чтобы приехала мобильная группа. Здесь нужен персональный, адресный подход. В Центр могут обращаться граждане, но и в каждом регионе есть представительства, однако мобильные службы, бывает, не доезжают там до отдаленных мест. Средства выделены, оборудование есть, люди обучены, и теперь необходимо только грамотно реализовать ресурсы», - добавляет депутат.

«Как самых активных в биометрике можно отметить южные регионы (75 процентов ее уже сдали), Нарынская и Иссык-Кульская области идут на равных (по 58 процентов). По статистике, в республике осталось процентов 20 неохваченного населения, и мы видим, как каждый день информационная база обновляется», - заключает Ильяс Еркеев.

Депутатам показали операционные отделы по районам (кроме Ленинского, который функционирует в другом здании), а также продемонстрировали архив, как работают консультанты. Здание оборудовано, очередей нет. В этом убедился и депутат Таалайбек Ибраев, который сообщил, что сегодня не только сам, но и члены его семьи сдали здесь свои биометрические данные, а раньше было некогда. Выходя из «кухни» ЦОН, наверное, каждый из парламентариев сделал свои выводы, которые осталось довести до населения.

Бизнес