В Кыргызстане есть риск того, что выборное законодательство может стать разменной монетой в развитии парламентаризма.
Жогорку Кенеш уже приступил к обсуждению соответствующего законопроекта. Поправки в конституционный Закон «О выборах президента и депутатов ЖК» прошли тщательное и детальное изучение в профильном комитете. Как заверила на круглом столе «Выборы и перспективы парламентаризма в Кыргызстане», прошедшем в ИА «24.kg», председатель комитета по правам человека, конституционному законодательству и госустройству Наталья Никитенко, применение новых технологий позволит сделать выборы в законодательный орган страны прозрачными.
«Все были свидетелями того, как грязно проходил этот процесс раньше. Чтобы такого не повторилось, необходимо обеспечить прозрачность процесса голосования. Профильным комитетом рассмотрено много инициатив по техническому исполнению выборов. В соответствующем законопроекте есть несколько концептуальных моментов. Первый - применение биометрики. Она позволит защитить право граждан на голосование. Также четко прописана процедура взаимодействия ГРС и ЦИК. Впервые применяется программное обеспечение. Принято решение, что ГРС занимается составлением списков и идентификацией граждан, а ЦИК уже непосредственно проводит сами выборы. Будут использованы считывающие автоматические урны. По итогам выборов проводятся ручной подсчет и сверка результатов, это происходит как по выданным операторами ГРС чекам, так и по бюллетеням. Если есть какие-то несовпадения по бюллетеням, то итоги голосования признаются недействительными», - добавила Наталья Никитенко.
По первоначальному замыслу инициаторов законодательные изменения носили чисто технический характер и касались правил проведения выборов. Однако депутаты вошли во вкус: в разгар горячих дебатов некоторые поправки приобрели явно политический оттенок.
Очень спорными оказались вопросы избирательного залога, квотирования и жестких партийных списков будущих парламентариев. Последнее заседание Жогорку Кенеша показало, что заинтересованные депутаты готовы стоять насмерть за свои интересы. По сути, начался политический торг. Если профильному комитету удалось отстоять норму об увеличении избирательного залога до 5 миллионов сомов - и палата поддержала их, то жесткие списки просто разделили депутатский корпус. Многие законотворцы стали настаивать на том, что партии должны иметь возможность после выборов один раз менять списки кандидатов. Нардепы, выступившие за так называемые гибкие списки, ссылаются на то, что по итогам выборов виднее, кто поработал с избирателями лучше, а значит, надо отдавать мандаты тем, кто набрал большее количество голосов.
Пятый созыв упорно хочет «забыть», что все партии в КР фактически региональные. Ни одна из них не может похвастать всенародной любовью и признанием. Вспомните выборы-2010: данные, поступающие в ЦИК с мест, были более чем показательны.
На бумаге, конечно, все красиво. Впрочем, молодые политики не разделяют оптимизма старожилов ЖК.
«У нас нет доверия и к биометрии. В свое время Курманбек Бакиев говорил, что с введением маркировки в стране будут обеспечены честные выборы. Мы все видели, как это грязно прошло. Так же будет и с биометрикой. На словах все хорошо, а на деле начнутся проблемы», - напомнил Мавлян Аскарбеков.
Не мытьем, так катаньем
Свои интересы в предстоящих выборах каждый политик пытается продвигать, как может. Вот и лидер «Ар-Намыса» Феликс Кулов хочет бороться за место под «парламентским солнцем» и не намерен отказываться от идеи повышения избирательного залога для партий. После первой неудачной попытки создать тандем с лидером фракции СДПК Чыныбаем Турсунбековым и получить одобрение коллег относительно законопроекта о повышении избирательного порога с 7 до 10 процентов Феликс Кулов не отчаялся. И теперь уже со своей фракцией вносит новый законопроект - о 9 процентах избирательного порога.
Его суть он изложил на встрече с экспертами в ИА «24.kg». «В Кыргызстане необходимо создать условия для того, чтобы в новый парламент гарантированно прошли как минимум четыре партии. Это приведет к политической стабильности. По действующему законодательству в требовании о семи процентах порога есть много пробелов. Никто не может дать гарантии, что завтра в ЖК не пройдет только одна партия. И что тогда? Мы отдадим ей 65 мест, а что делать с остальными местами? Или пройдут две партии. Вот тогда мы реально получим диктат двух партий, и их обвинят в узурпации власти. Мы же предлагаем прописать, что в ЖК должно быть не менее 4 партий, а если пройдет больше - еще лучше. Если даже по итогам выборов 9-процентный избирательный порог пройдет одна партия, то вслед за ней мандаты будут распределены между тремя партиями, набравшими большее число голосов. Если пройдут 2 партии, то пройдут и еще 2 партии, получившие большее количество голосов», - сказал Феликс Кулов.
Но эксперт Марс Сариев углядел в куловской инициативе лишь страстное желание «Достоинства» снова попасть в Жогорку Кенеш. «Представляя свой законопроект, Феликс Кулов оговорился, что пройдут 4 партии: мол, три из них - партии-миллионеры, а у одной, не миллионера, появляется шанс тоже пройти. Такая аргументация заявлена неспроста, не о оппонентах же печется инициатор. Есть и опасность, что при таком раскладе маргинальные партии начнут оспаривать итоги выборов, как это было в 2005, 2010 годах», - считает он.
С Марсом Сариевым согласен и другой эксперт - Бакыт Бакетаев. Он отметил, что в отечественном законодательстве важно поставить барьеры для маргинальных партий.
«В республике появляется все больше партий, которые играют на чувствах патриотизма, национализме и на этих провокационных темах хотят набрать голоса избирателей. Не секрет, что некоторые партии взяли на вооружение идеи торговли языковыми и религиозными вопросами, исламистскую идеологию. В канун предстоящих выборов-2015 важно обеспечить барьеры для подобных политических организаций, а также для объединений фундаменталистского и сектантского толка. Они могут использовать различные идеологии, которые будут дестабилизировать ситуацию в стране. В данном вопросе будет ответственным Жогорку Кенеш. Опыт других стран показывает, что партии такого толка привносят диссонанс в госуправление, и есть риск возникновения гражданской войны. Я за то, чтобы законы не открывали этот ящик Пандоры. Надо стремиться к тому, чтобы в госуправление проходили без спекуляций», - считает Бакыт Бакетаев.
Опасения политологов оправданны. Не так давно одна из старейших партий – «Замандаш» - провозгласила идею национального возрождения своей основой. В партии намерены поменять устав, программу и платформу. По сути, закулисные режиссеры провозгласили новую идеологию, под знаменами которой теперь и будет выступать эта политорганизация.
Никто пока не придал этому значения. Но авторы проекта, взявшие эту политическую организацию в качестве своей экспериментальной площадки, очевидно, решили легализовать национализм. Удивительно, что активисты из «Кырк чоро» пока не приветствовали своих новых единомышленников.
Растеряв политические плюсы и очки, чего добился прежний руководитель партии, замандашевцы наняли «менеджеров» извне. Те с энтузиазмом принялись ставить опыты. Опасные игры затеяли! А «Замандаш» клюнул. Главное, чтобы кыргызстанцы не повелись…
Молодым везде у нас шлагбаум?
Между тем молодые гражданские активисты уже не скрывают своего разочарования аксакалами местной большой политики.
«С детства молодежь видит на телеэкранах лица куловых, текебаевых. И сейчас ничего не изменилось - все те же лица. Я уже закончил школу, семью завел, свои дети пошли, а вы все сидите во власти. Когда уже у нас в стране сменится управляющая элита? Дайте и молодым силам дорогу, чтобы и мы могли строить демократическое государство», - сказал Мавлян Аскарбеков, обращаясь к старожилам истеблишмента. Да кто их, молодых, будет слушать? Вон какой шум в парламенте - себя порой не слышат.
Анализируя взаимоотношения «отцов и детей» в политике, эксперты все же призывают правящие партии идти на компромисс. Марс Сариев считает: в Кыргызстане есть риск, что люфтом между правящей элитой и молодыми политиками могут воспользоваться в своих целях внешние силы.
«Партии власти сегодня, как и раньше, не хотят лишаться своего влияния и хотят как можно дольше оставаться у руля. А молодые лидеры намерены их сместить. Пока между ними нет диалога, существующий зазор могут использовать внешние силы. И приглашения президента КР в страны Европы, в США в этом свете неслучайны. Кыргызстан вступает в ЕАЭС, что очень невыгодно для Запада. Сегодня мы в фокусе. Поэтому идут попытки повлиять на ход предстоящих в 2015 году выборов. Я бы призвал правящие партии, которые наверняка пройдут, теснее общаться с молодыми лидерами и находить консенсус для того, чтобы решать возникающие внутри страны вопросы», - добавил Марс Сариев.
До формирования нового состава ЖК осталось не так уж много времени. Главное, чтобы не получилось, как чаще всего это бывает: когда на выборах проигрывают только избиратели.