Осенью кыргызстанцам, помимо выборов депутатов парламента, предстоит одобрить скроенные в стенах «Белого дома» поправки в Конституцию. Мораторий на внесение изменений в Основной закон, введенный до 2020 года, традиционно оказался ничего не значащим пустым обещанием политиков.
Депутаты vs Фемида
В конце апреля в парламенте представили поправки в Конституцию. Часть из них касается судебной системы. Как рассказал один из авторов - лидер фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов (второй – глава фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков - предпочел отмолчаться), в новом проекте глава Верховного суда и его заместители будут избираться Жогорку Кенешем по представлению президента. Председатель будет избран из числа судей Верховного суда сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост главы ВС или его заместителя более двух сроков подряд. Отметим, что до июньского плебисцита 2010 года такая норма существовала. «Меня, к примеру, парламент избирал на пять лет как руководителя Верховного суда, но по представлению главы государства. Я не совсем понимаю, зачем сейчас возвращаться к ней, если мы хотим независимую судебную систему и говорим о реформе», - недоумевает член фракции «Ата-Журт» Курманбек Осмонов.
Предлагается также упразднить Конституционную палату, превратив ее в совещательный орган. «Это нанесет прямой удар по судебной реформе. Конституционная палата – единственная структура, которая может дать правовую оценку действиям президента и парламента», - недоумевает эксперт Эрик Ирискулбеков.
Инициаторы выступают и за то, чтобы членов правительства можно было освобождать от занимаемых должностей по представлению премьера, он же может и увольнять руководителей местных госадминистраций. То есть здесь намек на расширение полномочий главы исполнительной ветви власти и укрепление вертикали исполнительной власти.
Не забыли авторы и о своих преемниках. По словам Феликса Кулова, полномочия депутата прекращаются досрочно в следующих случаях. Лишить мандата народного избранника может фракция. Или сам законодатель, не согласный с политикой партии, под знаменами которой он пришел в ЖК, может заявить о своем выходе из нее. Тогда, будь любезен, и депутатский значок на стол вместе с партбилетом положи. Полномочия депутата автоматически прекращаются и в том случае, если он предпочитает гражданству КР иное.
«Предлагается снятие неприкосновенности с депутата. Депутат может быть подвергнут уголовному преследованию только в случае, если это деяние явно не связано с его политической деятельностью и совершено было до того, как он получил мандат. А в случае политического преследования парламентарий не может быть привлечен к ответственности. Сегодня получается так, что по любому факту собираемся, создаем комиссию и решаем», - сказал Кулов.
Также, согласно предложениям, депутат ЖК, назначенный на должность премьер-министра, приостанавливает исполнение депутатских полномочий временно - до прекращения исполнения обязанностей главы правительства. Хорошая подстраховка. Особенно, если некоторым особенно дотошным законотворцам вздумается проверить экс-премьера на приверженность Уголовному кодексу.
Товар в нагрузку
Предлагается также преобразовать Совет обороны в Совет безопасности. Ранее, напомню, после апрельских событий 2010-го Совет безопасности перекраивали в Совет обороны. Теперь все возвращается на круги своя? Вот и аналитики отмечают: эта норма приведет к тому, что президент расширит круг своих полномочий.
Однако Феликс Кулов назвал эти суждения домыслами. Мол, никто не собирается делегировать главе государства дополнительные рычаги управления. «Депутаты не намерены расширять полномочия президента и парламента, идя на изменение Конституции. Мы намерены в ближайшее время вынести на обсуждение данный законопроект. О нем уже оповестили Алмазбека Атамбаева. Мы не намерены как-то затрагивать полномочия главы государства, Жогорку Кенеша. Есть стремление увеличить полномочия правительства, обеспечить независимость судебной системы», - добавил Феликс Кулов.
Вместе с тем аналитики полагают, что лидеры парламентских фракций и отдельные депутаты решили все-таки удружить седьмому этажу и протащить нужные власти поправки под аккомпанемент выборного переполоха - попасть-то в шестой созыв хочется почти всем из нынешнего состава ЖК.
Так уже было в 2010 году, когда кыргызстанцам предложили вместе с Конституцией и законом о введении ее в действие даровать мандат народного доверия теперь уже экс-президенту переходного периода Розе Отунбаевой. Напомним, тогда вопроса этого в бюллетене не значилось. Просто надо было узаконить через плебисцит статус со всеми вытекающими из него последствиями. Реальные же выборы президента, когда был избран Алмазбек Атамбаев, прошли только 30 октября 2011 года.
А тогда, в далеком и кровавом июне-2010, опять произошла ставшая за последние 25 лет привычной подмена понятий. Народной волей, как показывает наш ни с чем не сравнимый опыт повальной «кетсинизации», политики умело манипулируют и вертят вожделенным электоральным «да» в угоду собственных амбиций.
Вот и осенью–2015 мы получим в виде «товара в нагрузку» поправки в Конституцию. «Причем простые граждане вряд ли кропотливо ознакомятся с ними. То есть получается, что избирателя опять обведут вокруг пальца и через референдум проведут необходимые для дальнейшего укрепления власти изменения», - сказал политолог Марат Казакпаев.
С ним согласен и Марс Сариев. Он признался, что инициатива о проведении референдума вместе с выборами наводит на смутные подозрения о том, что начались определенные игры. «Как бы ни пытались инициаторы обосновать необходимость внесения поправок в Конституцию, подавляющее большинство граждан все равно будут думать, что они выгодны президенту для продления его полномочий. И сейчас, чтобы не будить лихо, лучше было бы не трогать Основной закон», - добавил Марс Сариев.
И ситуацию будет удобно моделировать, дабы отвлечь внимание от самих выборов. Политолог Табылды Акеров считает, что депутаты хотят увеличить полномочия президента КР, чтобы он мог снова баллотироваться. «Это прежняя практика, и мы все знаем: когда главы КР хотели снова идти на выборы, меняли Основной закон. И сегодня начали снова всплывать подобные инициативы», - подчеркнул он.
Главное, как посчитают?
Возникает и другой вопрос: почему нельзя провести всенародное голосование по Конституции, скажем, весной 2016 года, уж коли так не терпится поменять ее именно перед президентскими выборами? «Конституция должна быть стабильной. Народ просто не поймет этих нововведений и воспримет это как попытку узурпировать власть», - предостерегает Эрик Ирискулбеков.
Неясно и то, каким образом организаторы выборов планируют впихнуть в одну кампанию и референдум, и избрание парламента. «Мы пока с датой голосования не можем определиться, но готовимся. Вот, апробируем «умные урны» и биометрику. Окончательно все будет известно, как объявят дату выборов», - отмечают в ЦИК.
Избирателю, по сути, все равно, когда наступит этот час-пик – 4 октября или в первое воскресенье ноября – в КР граждане уже давно не верят, что посредством выборов участвуют в управлении страной и голос отдельно взятого представителя электората может существенно повлиять на расклад сил на политическом Олимпе.