15:14
USD 89.51
EUR 97.50
RUB 0.97

От рождения до утраты. Какой путь проходят памятники Кыргызстана

Фото ИА «24.kg». Памятник Токтогулу Сатылганову

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест.

В Государственном списке памятников истории и культуры Кыргызстана числятся 583 памятника республиканского значения. Всего же в республике 1 920 памятников.

Девиз Международного дня памятников: «Сохраним нашу историческую родину». Праздник отмечается с 1984 года.

«Я памятник воздвигну...»

Идею установления памятника в Кыргызстане может предложить любой гражданин, организация, юридическое или физическое лицо. Но воплотится ли она в жизнь — решает специальная межведомственная комиссия на основании постановления правительства и положения об увековечении памяти.

Начальник Управления сохранения и развития историко-культурного наследия Министерства культуры, информации и туризма Тамара Обозова рассказывает, что раньше «памятный вопрос» носил бессистемный характер.

Кто хотел, тот и ставил памятники, находил деньги, договаривался со скульптором, но никто не смотрел на его профессионализм.

Тамара Обозова

«Это продолжалось долго. Чаще всего устанавливали не очень дорогие памятники, из дешевых, непрочных материалов. Как правило, их делали из бетона, потом красили «под бронзу». Такие долго не смогут простоять, они разрушаются и не подлежат реставрации», — рассказала она.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Памятник Феликсу Дзержинскому

В начале 2000-х годов вышел президентский Указ «Об увековечении памяти выдающихся деятелей», создали межведомственную комиссию, главной задачей которой стало «сохранение памяти о людях Кыргызстана, внесших выдающийся вклад в развитие Кыргызской Республики».

Из всех форм, которые используются для увековечения, кыргызстанцы предпочитают именно памятники. Хотя можно снять документальный фильм, издать книгу, создать музей, организовать выставку, опубликовать в средствах массовой информации материалы о личности выдающихся деятелей.

Как правило, у нас в республике все хотят поставить именно памятник, именно в столице и именно в центре.

Тамара Обозова

И это стало портить облик городов. Получился переизбыток памятников. Основная нагрузка пришлась на Бишкек: чуть ли не на каждом углу по памятнику. При этом зачастую не брали во внимание, что человек всю жизнь прожил в каком-нибудь регионе, районе, где ему уже установили памятник, но нужно поставить еще и в Бишкеке.

«Чтобы упорядочить процесс, в 2016 году Министерству культуры поручили разработать закон об увековечении памяти. Документ прошел все этапы согласования, вернулся с некоторыми замечаниями и предложениями, над которыми сейчас работаем», — отметила Тамара Обозова.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Памятник Иманалы Айдарбекову
Сейчас установка памятников проходит только на основании конкурсов, это позволяет предотвратить установку некачественных.

Увековечение памяти выдающихся деятелей осуществляется по истечении пяти лет после их смерти.

«Какие выставляем требования? Качество материалов, художественная ценность. Памятник не только должен быть похожим на героя, должен быть образ. Смотрим, понятен ли замысел автора или нет», — отметила она.

В столице много мемориальных памятников, поставленных одному человеку. Многие из них выполнены в одном стиле. А вот необычных, не похожих на другие, вызывающих интерес у туристов у нас недостаточно.

«Памятники Чолпонбаю Базарбаеву или Кожомкулу всегда вызывают интерес у туристов. В прошлом году памятник жертвам 1916 года поставили на «Ата-Бейите» — сегодня это сакральное место. Все началось с установки памятника репрессированным в 1937 году, потом там похоронили Чингиза Айтматова, как он завещал. Там же памятник погибшим 7 апреля», — отметила Тамара Обозова.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Памятник Аалы Токомбаеву

Потерявши — плачем?

По словам директора Республиканской инспекции по охране памятников истории и культуры Айсин Дуйшеналиевой, из-за недостаточного финансирования на ремонтно-реставрационные работы многие памятники архитектуры теряют историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.

За последние годы только в Бишкеке утрачены 4 памятника истории и культуры.

«Снос и перемещение памятников регулируются постановлением правительства «Об учете, охране, реставрации и использовании объектов историко-культурного наследия». Это возможно только при стихийном бедствии, утрате им художественной, исторической и другой ценности. По закону памятник все равно остается в списках, но делается пометка: утрачен. Это очень громоздкая работа, решение принимает межведомственная комиссия после изучения всех документов, проведения проверок, анализов», — объяснила она.

Основным документом госучета и охраны памятников является Государственный список памятников истории и культуры КР республиканского значения.

По словам Айсин Дуйшеналиевой, на объекты наследия, начиная от исследования, учета, инвентаризации, паспортизации, оформления учетных документов, охранных обязательств, необходимо оформить много документов. Такие объекты регулируются особым правом, режимом их использования. Все эти работы, включая музеефикацию, требуют больших финансовых, а, главное, стабильных вложений.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Памятник Чолпонбаю Базарбаеву

«В каждом регионе республики есть памятники как территориального, местного, так и республиканского значения. На местах учет, охрану и защиту, использование обеспечивают государственные органы, местные власти, отделы культуры», — объяснила она.

Памятники монументального искусства, особенно связанные с Великой Отечественной войной, более-менее хорошо содержат, благоустраивают, улучшают инфраструктуру, стараются отремонтировать.

«Но есть одно но. Любой ремонт должны согласовывать с уполномоченным органом по охране памятников. Другими словами, там должны работать специалисты. Скульптор, который знает этот памятник, из чего он сделан, как реставрировать», — говорит Айсин Дуйшеналиева.

Она напомнила, что недавно завершилась реставрация мавзолея «Шах Фазиль», расположенного на территории одноименного Государственного историко-культурного музея-заповедника Ала-Букинского района Джалал-Абадской области.

«Больным точкам» столицы не так везет. Дом Терентьева, здание Театра юного зрителя, «Манас айылы» просто разваливаются.

По словам специалиста, перспективы не столь мрачные. Все упирается в деньги. ТЮЗ недавно частично отремонтировали. Но работы приостановили из-за нехватки финансов, реставрация — очень дорогостоящее мероприятие. А проект восстановления дома Терентьева подготовили еще несколько лет назад.

«Не было финансирования, чтобы продолжить работу. У нас этот вопрос есть в планах. Часть территории у памятника передали ассоциации «Дордой». Когда закладывали капсулу, там обещали спонсировать. Сейчас мы ищем спонсоров, инвесторов, чтобы закончить работу. «Манас айылы» не входит в список памятников истории и культуры», — рассказала Айсин Дуйшеналиева.

Отсутствие генпланов населенных пунктов также отрицательно влияет на сохранность объектов историко-культурного наследия

«У памятников существует объединенная охранная зона. Каждый памятник индивидуален. Чтобы можно было осмотреть его со всех сторон, сохранились ли визуальное восприятие и его физическая сохранность, и устанавливается охранная зона. Если в этих критериях есть нарушения, значит, нарушена и его охранная зона», — говорит она.

Популярные новости
Бизнес