Институт медиа полиси (ИМП) призывает Министерство юстиции отозвать законопроект о внесении изменений и дополнений в закон КР «О СМИ». Об этом говорится в обращении, распространенном организацией.
«Инициаторам законопроекта следует определиться, будет за нарушение закона введена административная либо уголовная ответственность, чтобы исключить дублирование наказания. Подчеркивая факт дублирования новых положений в законопроекте с аналогичными положениями в общих законах и даже вступление их в конфликт, ИМП призывает Минюст КР отозвать данный законопроект в соответствии с законодательством КР», - говорится в обращении.
Как отмечается, первоначальный анализ законопроекта указывает на то, что данный документ «копирует ряд норм, содержащихся в аналогичном законе РФ «О СМИ», причем инициаторы не подкрепили свое обоснование статистикой, аргументами или какими-нибудь исследовательскими заключениями о целесообразности и необходимости этих поправок в нашем законодательстве». И в данном комментарии ИМП остановился только на основных моментах, которые явно бросаются в глаза.
«В законопроекте предлагается новое понятие «сетевое издание» как сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которое приравнивается к средству массовой информации и подлежит государственной регистрации в качестве такового. При этом Минюст не дает определения понятию «сайт», которое широко упоминается в законопроекте. Возникают вопросы6 о каких именно сайтах идет речь, будут ли распространяться эти нормы на интернет-магазины, видеоблоги, аккаунты в социальных сетях и тому подобное?
Минюст предусмотрительно подчеркивает, что регистрация сетевых изданий в качестве СМИ будет осуществляться на добровольной основе. Но там, где есть добровольность, возможно (либо неминуемо) последует принудительность. Как будут реализовываться права свободных журналистов - так называемых фрилансеров, имеющих свои блоги, аккредитацию в госорганах, но не пожелавших получить свидетельство о регистрации СМИ? И как вообще определить признаки, присущие традиционным СМИ в отношении «сетевых изданий», например, тиражность? Должен ли владелец сайта открыть 1000 сайтов или достаточно будет владеть одним? Как указать при регистрации «сетевых изданий» предполагаемую периодичность сайта? А как быть с территорией распространения? Ни на один из этих вопросов в предлагаемом законопроекте ответов нет», - говорится в обращении.
Отмечается, что попытки законодательно прописать для интернет-пространства рамки, применяемые к традиционным СМИ, неоднократно предпринимались и при бывших президентах - Акаеве и Бакиеве. Но каждый раз государство отказывалось от своих попыток, понимая, что сама природа Интернета такова, что к сайтам в Сети невозможно применить положения о периодичности распространения массовой информации, территории распространения и тираже.
При этом интернет-пространство КР не находится в законодательном вакууме, поскольку нормативно-правовая база в офлайн-режиме позволяет в достаточной степени регулировать отношения, возникающие в сфере Интернета (онлайн).
«Законодательные акты, применяемые к защите чести и достоинства, порнографии, разглашению государственной тайны и также иной охраняемой законом информации, применимы и к материалам, размещенным в Интернете, так же, как они применяются к традиционным СМИ. Данный факт подтверждается на практике, когда информационные агентства в Кыргызстане становятся ответчиками в суде», - сообщает ИМП.
Отмечается, что в справке-обосновании автор законопроекта утверждает, что существует «не разрешенная на законодательном уровне проблема, связанная с проведением агитации через информационно-телекоммуникационные сети Интернет…». Дело в том, что «информационно-телекоммуникационные сети Интернет» не относятся к средствам массовой информации».
«Однако хотелось бы напомнить, что в 2011 году комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и местному самоуправлению Жогорку Кенеша под председательствованием Галины Скрипкиной разъяснил ЦИК КР вопрос о статусе информагентств в период выборов. Они указали, что информагентства «наравне с другими СМИ имеют право принимать участие в размещении агитационных и информационных материалов на основании договоров, заключенных с кандидатами в президенты Кыргызской Республики и их уполномоченными представителями», поскольку «пункт 4 части 13 статьи 22 конституционного Закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша» предусматривает иные формы проведения агитации и не содержит норм, запрещающих размещение агитационных материалов на веб-сайтах», - говорится в обращении.
По мнению ИМП, вызывают недоумение поправки о запрете участия в создании СМИ определенной категории лиц. Это «юридические лица (некоммерческие организации), большинством участников (членов) которых являются иностранные юридические лица, иностранные граждане и (или) лица без гражданства»; «юридические лица с иностранным участием (коммерческие организации), имеющие более пятидесяти процентов уставного капитала, принадлежащих иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства.
«Какие угрозы видит Минюст в деятельности СМИ с участием указанных лиц? Чем обоснован данный запрет? Проводился ли анализ влияния деятельности СМИ с «иностранным участием» на информационную безопасность страны? И каковы результаты? Процесс изучения норм законопроекта вызвал массу неразрешенных вопросов, ответы на которые хотелось бы получить непосредственно от автора документа.
Во-первых, почему вдруг «уполномоченному органу в области культуры» предоставлено право прекращать деятельность СМИ без решения суда и при отсутствии в проекте закона каких-либо оснований? В действующей редакции Закона «О СМИ» (статья 8) прекращение деятельности СМИ возможно только по суду. Во-вторых, о каком «реестре» идет речь? Для чего он нужен и какие сведения там должны отражаться? Не превратится ли данный «реестр» в так называемый черный список, запрещающий распространение информации определенным СМИ? В третьих, в связи с чем СМИ должно уведомлять регистрирующий орган (Минюст) о смене главного редактора? Что дает ведомству такая информация? Ведь само СМИ не является юридическим лицом, а главный редактор не является его руководителем, о смене которого необходимо извещать в соответствии с Положением о порядке регистрации юридических лиц, филиалов и представительств органами Министерства юстиции КР.
ИМП интересуется и тем, кто подпадает под категорию «заинтересованных лиц», которые имеют право обратиться в суд с заявлением о ликвидации СМИ, если оно не выходит в свет более года.
«Инициаторы законопроекта предлагают дополнить Кодекс об административной ответственности новой статьей 400-4 «Нарушение законодательства о средствах массовой информации», где за нарушение учредителями, редакцией, издателем, распространителем, журналистами, авторами распространенных сообщений и материалов, а также иными лицами налагается штраф в размере от 50 до 100 расчетных показателей, а при распространении информации, «не подлежащей публичному распространению», на юридическое лицо налагается штраф и запрет «на занятие деятельностью в области СМИ», - считают в ИМП.
На их взгляд, такая норма предполагает двойную ответственность для юридического лица, поскольку в действующем законодательстве «О СМИ» (статья 23) прописан перечень информации, «не подлежащей публичному распространению», за нарушение которого предусмотрена ответственность в гражданском и уголовном порядке. В этот перечень включено: разглашение государственной и коммерческой тайны; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; публичные призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя, нарушению целостности страны; пропаганда войны, насилия и жестокости, возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды; распространение порнографии; распространение материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики, оскорбляющих атрибуты государственной символики (герб, флаг, гимн), честь, достоинство личности.
Напомним, ранее Минюст инициировал поправки в законопроект о приравнивании информационных сайтов в Интернете к СМИ. Глава ведомства Алмамбет Шыкмаматов заявил ИА «24.kg», что четыре месяца назад Центризбирком обратился в Минюст с просьбой разрешить вопрос с интернет-изданиями, которые не считаются средствами массовой информации. Он добавил, что в законе также уточняется, что регистрация информационных сайтов в Интернете в качестве СМИ будет осуществляться добровольно или по требованию суда.