06:05
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Когда маршрутки перестанут нас убивать?

У кыргызстанцев, пользующихся общественным транспортом, растет страх за свою жизнь. Поводом тому служат аварии с серьезными последствиями.

Только за последние несколько дней в Бишкеке произошло два таких случая. Вчера, 22 сентября, на улице Лермонтова девушка садилась в маршрутку №216, но водитель, не дождавшись, пока закроется дверь, тронулся. В результате пассажирка упала и ударилась головой об асфальт. А 21 сентября на проспекте Шабдана баатыра перевернулась маршрутка №138, пострадали десять человек. Трех госпитализировали, одной из пострадавших ампутировали руку.

По словам вице-мэра города, курирующего работу транспорта, Геннадия Милицкого, шофер, мужчина 1988 года рождения, имеет водительский стаж с 2012 года, а на маршрутном такси работает с 2014-го. «Выдает лицензии Госагентство автомобильного и водного транспорта при Минтрансе. При выдаче они обязательно должны учитывать стаж работы и другие необходимые критерии. Мне сказали, что нарушений при выдаче не было. Но я понимаю, это страшная катастрофа. Сейчас проходит следствие», - сказал он ИА «24.kg».

Согласно постановлению правительства, допуск к управлению автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров (категория «D»), выдается лицам, достигшим 21 года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет.

На каком тогда основании водитель, имеющий стаж два года, мог получить категорию «D»? Предположить несложно. Все знают, как можно получить в Кыргызстане права, даже не посещаю автошколу. Экс-глава столичной ДПС Зумрад Джанабаева на заседании горкенеша меньше года назад заявляла: «У нас на бусиках могут ездить и 19-20-летние мальчики, которые возят пассажиров и имеют категорию D. На каком основании они ее получили, нужно выяснять».

Расследовал ли кто-то этот вопрос после ее ухода? Вряд ли. Иначе бы об итогах разоблачений общественность обязательно проинформировали.

Жизнь за 10 сомов

Инструкторы по вождению знают дорогу, пожалуй, лучше других. «Бывает, что автобус с третьего левого ряда поворачивает на остановку на крайний правый ряд. Как говорится, «20 минут страха - и вы дома, цена аттракциона 10 сомов». Должен быть врачебный контроль на конечных остановках. Должны работать и гашники. А не так, что выдали лицензии - летайте. Это как можно перевозить 20-30 человек, одной рукой держа сигарету или переписываясь в телефоне, а другой - давать сдачу? Еще же рулить как-то надо! Маршруты надо упорядочить. В условиях конкуренции и жесткого графика передвижения водители воюют за каждого клиента, подбирают пассажиров на светофорах, перекрестках и пешеходных переходах, друг друга прижимают, выезжают на красный. Беспредел!» - негодуют инструкторы.

По их словам, водительские права сегодня уже так легко не купишь. «Но если есть очень хорошие знакомые, то можно попытаться. Делается это через какую-нибудь автошколу, потому что самоподготовку запретили. Менталитет у нас такой, коррупция в стране была и будет, как бы вы, журналисты, ни писали. Для изменения ситуации на дорогах нужны человечность и взаимопонимание. Дороги узкие, а маршрутов много. В утреннее и вечернее время некоторые дороги можно было бы сделать реверсивными. Допустим, утром по Абдрахманова и Манаса сделать три полосы в одну сторону и одну - в другую, а вечером, когда весь поток машин идет в спальные районы, наоборот», - видят они варианты решения проблемы.

По оперативным данным ГУПМ МВД КР, всего за 8 месяцев 2016 года с участием общественного транспорта по республике зарегистрировано 289 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 33 человека, различные ранения получили еще 616 пассажиров. По вине водителей транспорта произошло 155 ДТП.

По словам депутата парламента Исы Омуркулова, все законы, постановления правительства и положения о том, как нужно проводить обучение водителей, имеющих категорию D, есть. «Если бы все ответственные органы следили за процессом (как выдают права, каков у человека стаж работы, проверяют ли водителей перед выходом на линию на предмет употребления алкоголя), то все было бы хорошо, - считает он. - Водители общественного транспорта сплошь и рядом высаживают пассажиров вне остановок, на светофорах, посреди дороги. Несоблюдение правил приводит к трагическим последствиям».

«На ситуацию влияет и конкуренция на линиях, несоблюдение графика движения, а также пробки из-за многочисленности бусиков в городе. На линии их выезжает более 2,5 тысячи ежедневно. Это только зарегистрированные машины. И я больше чем уверен, что еще более 500 ездят без регистрации. А ведь они перевозят самый важный груз – людей», - добавил бывший мэр Бишкека.

Диспетчер вместо нарколога

О том, как проверяют водителей перед выходом на линию, Зумрад Джанабаева тоже рассказывала: вместо наркологов «осмотр» проводит… диспетчер. И как проводится техосмотр гражданского транспорта, тоже говорила: нет ни смотровых ям, ни нормальных механиков. «Но никто это абсолютно не проверяет. Подвижного состава практически во всех фирмах нет. Нет у них и классов для собраний и учебы водителей», - говорила она.

Предпосылки для решения проблемы, по мнению Исы Омуркулова, уже есть. «Мы использовали бусики, чтобы обеспечить услугами всех горожан, особенно в жилмасивах, там, где дорог практически не было. Но сейчас выделяется немало средств на транспортную инфраструктуру. Когда отремонтируем все улицы города, все основные дороги жилмассивов, мы должны закупить огромную партию большеместных автобусов и запретить в городе движение бусиков. Плюс спрашивать нужно не только с водителя, который сел за руль, но и с работодателя», - сказал он ИА «24.kg».

Препоны на конкурсном пути

В Бишкеке еще в 2013 году городские депутаты разработали и утвердили специальное положение о конкурсе на маршруты. По словам депутата БГК Гульнары Молдобаевой, согласно документу должны были полностью обновить автопарк микроавтобусов. «Они должны были быть не старше пяти лет от выпуска, в хорошем состоянии, отвечать всем санитарным и противопожарным нормам. Но и сегодня, спустя три года, ничего не изменилось. Идет саботаж со стороны владельцев микроавтобусов», - заявила она ИА «24.kg».

Летом 2016-го конкурс по распределению первых десяти маршрутов мэрия все же объявила, но перевозчики обратились в Межрайонный суд с требованием признать Положение о распределении маршрутов недействительным. Судебное разбирательство до сих пор продолжается. «Сопротивление идет не только со стороны городских фирм-перевозчиков, но и на республиканском уровне. Видимо, есть у них какие-то причины. Конечно, это бизнес, но нельзя сказать, что абсолютно все маршруты суперприбыльны. Есть линии и не особо привлекательные», - сказал Геннадий Милицкий. Он не оставляет надежды провести конкурс.

«Более того, я буду настаивать на внесении дополнений в существующее положение, на основании которого мы проводим конкурс. Чтобы в случаях ДТП с летальным исходом фирму лишали права пользования маршрутом, если будет доказана вина водителя. Нужно принимать строгие меры. Сегодня это просто необходимо», - сказал вице-мэр.

Он добавил, что в мэрии провели оптимизацию маршрутов: «Убираем дублирующие друг друга. Но это произойдет только после проведения конкурса».

То есть ждать улучшения ситуации на дорогах в ближайшее время не стоит.

Популярные новости
Бизнес