Юристы правовой клиники «Адилет» проанализировали четвертый по счету проект нового закона о СМИ, представленный на суд рабочей группы администрацией президента.
В анализе говорится, что отражены лишь те предложения и рекомендации, которые носят, скорее, второстепенный или технический характер.
По неучтенным комментариям к положениям документа, которые носят дискриминационный и ограничивающий характер, администрация президента не предоставила никаких обоснований или объяснений.
Юристы подчеркнули, что подобного рода действия со стороны инициаторов законопроекта нарушают установленные законодательством принципы и требования по нормотворческой технике.
«Несмотря на то что рабочая группа работает уже с четвертым вариантом законопроекта о СМИ, неизменными остаются определенные положения, которые с момента инициирования документа присутствуют во всех дорабатываемых вариантах документа. Именно эти положения несут в себе наиболее серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу слова и свободу выражения мнения, защищаемых международными договорами, участником которых является Кыргызстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией страны», — констатируют юристы.
В соответствии со статьями 32 и 33 Конституции КР каждый имеет право на свободу мысли и мнения, право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него. Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.
Эксперты указывают, что таким образом, несмотря на предложения и комментарии к документу со стороны медиасектора и гражданского общества, положения доработанного проекта продолжают ставить под угрозу институт свободы слова в Кыргызстане, а также свободную деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ.
Одним из ограничений, которые сохранились в доработанном законопроекте, выступает введение принудительного порядка регистрации СМИ в качестве юридических лиц, в том числе сетевых изданий и веб-сайтов в интернете, которые также наделяются статусом СМИ.
«Принудительная регистрация СМИ в качестве юридического лица противоречит общепринятому в международной практике принципу самоопределения, на которой базируется деятельность журналистов и редакций. Кроме того, сами требования и условия по процедуре регистрации носят избирательный и дискриминационный характер в сравнении с порядком регистрации, предусмотренным для других видов юридических лиц. Так, объем информации, который государство желает получать от СМИ, существенно превышает объем требований, предъявляемых к коммерческим организациям. По общим правилам, установленным Законом «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», не предусмотрено каких-либо требований о предоставлении информации об источниках финансирования или о том, в отношении каких других юридических лиц заявитель является учредителем или собственником», — добавили юристы.
Согласно проекту, к одному лишь заявлению о регистрации СМИ государство устанавливает ряд требований:
- сведения о собственнике (учредителе, соучредителях);
- наименование СМИ;
- язык или языки распространения массовой информации;
- адрес редакции;
- форма периодического распространения массовой информации;
- предполагаемая территория распространения продукции СМИ;
- примерная тематика и специализация СМИ;
- предполагаемая периодичность выпуска, максимального объема СМИ;
- источники финансирования;
- сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
- доменное именя веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При этом администрация президента до сих пор не предоставила какой-либо информации о целесообразности введения подобного списка требований к заявлению СМИ.
Уместным представляется также отметить, что создание СМИ является одним из способов реализации права каждого человека на свободу объединения, которое находится под защитой основных международно-правовых документов и Конституции.
Свобода объединений — это право человека, жизненно необходимое для функционирования демократии, а также важнейшее условие реализации других основных свобод.
«Наделение статусом СМИ сетевых изданий и веб-сайтов, которое предусмотрено в законопроекте о СМИ, и ужесточение законодательных требований в отношении данных субъектов, как уже было выше упомянуто, нарушает один из основных принципов деятельности средств массовой информации — принцип самоопределения в качестве журналистов и СМИ. При этом определения понятий «сетевое СМИ» и «веб-сайт», указанные в проекте, дают основания полагать, что абсолютно все сетевые издания и веб-сайты приравниваются к СМИ», — отмечается в анализе.
Еще одним подтверждением этого является то, что в документ так и не были включены какие-либо признаки и критерии отнесения тех или иных источников массовой информации к СМИ. Определение понятия «средство массовой информации» включает в себя только перечисление тех субъектов, которые в соответствии с законопроектом признаются в качестве СМИ.
Не раз уже отмечалось, что правовое вмешательство в деятельность сетевых изданий и веб-сайтов должно основываться на различных исследованиях и подробном анализе специфики и особенностей указанных источников, поскольку они имеют существенные отличия от традиционных СМИ, таких как телерадиовещание или печатное издание. Существенно важным представляется также предварительное изучение сложившейся на сегодняшний день международной практики в вопросах регулирования деятельности интернет-СМИ.
Результатом подобных исследований должно стать не копирование опыта других государств, а принятие таких законодательных и институциональных решений, которые бы в полной мере соответствовали уникальной культуре, традициям и укладу общественных отношений в Кыргызстане, а также обеспечили надлежащее соблюдение обязательств республики в рамках подписанных международных документов и Конституции.
Отдельного внимания требует наделение государственных органов, а именно Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры, необоснованно широкими полномочиями и возможностями по регулированию и вмешательству в деятельность СМИ. Так, основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные, в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований настоящего закона, по поводу которых Министерством юстиции либо Генеральной прокуратурой вынесены письменные предупреждения учредителю и редакции.
«При этом в документе не содержится каких-либо упоминаний о предупреждениях со стороны указанных государственных органов, порядке и основаниях для таких предупреждений, о возможности и сроках устранения нарушений со стороны СМИ, а также о праве на обжалование таких предупреждений. И все обозначенные недоработки и пробелы еще раз свидетельствуют о несоответствующем качестве документа и о поспешности его принятия. Кроме того, существенно важным моментом является тот факт, что полномочия, присваиваемые Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре, выходят за рамки установленной законодательством компетенции и функционала указанных органов», — подчеркивают юристы .
Возможность создания (учреждения) СМИ в Кыргызстане будут иметь только граждане страны. Иностранные граждане и лица без гражданства в случае принятия законопроекта в представленном виде будут лишены такого права.
В «Адилете» считают, что инициаторы законопроекта о СМИ в попытках урегулировать деятельность и организацию медиа в рамках правового русла, к большому сожалению, переходят все допустимые границы и, нарушая Конституцию страны и общепризнанные международные стандарты, делают практически невозможной реализацию права на свободу слова, свободу выражения мнения и печати в Кыргызстане.
Вместе с тем поскольку сроки, предусмотренные для доработки законопроекта рабочей группой, пролонгированы до 15 мая, гражданское общество и медиасектор все же надеются на достижение консенсуса по основным положениям документа.
Напомним, это уже четвертый вариант проекта закона «О СМИ». Очередная редактура документа опять подготовлена без учета замечаний и предложений медиасообщества, юристов и журналистов.
Изначально эксперты Института медиа полиси и правовой клиники «Адилет», проанализировав проект закона, отмечали, что он существенно ограничивает права на свободу слова, информации и СМИ.
Активное обсуждение документа привело к образованию рабочей группы по доработке проекта закона. Она создана по распоряжению президента 7 декабря 2022-го.
9 января 2023 года чиновники представили медиасообществу новый вариант законопроекта. Он обязывает популярных блогеров регистрироваться, а также накладывает на них обязанности СМИ, что, по мнению экспертов, безусловно, повлечет ограничение свободы слова и выражения мнения, будет сдерживать критические дискуссии по вопросам, представляющим общественный интерес.
В третьем варианте норму о блогерах исключили, но остальные предложения медиасообщества не учли.
Члены рабочей группы также подготовили свои возражения на концепцию проекта закона.